Камикадзе над линкором

Mar 18, 2010 16:00

Кабинет камикадзе. Эта цветистая характеристика звучит в многочисленных комментариях о новом кабмине Николая Азарова. Кто же такие камикадзе? В последнем романе Виктора Пелевина один из персонажей так объясняет другому смысл экзотического термина, столь напоминающего грузинскую фамилию: это японизм, батенька. У него два значения - летчик, погибший при атаке на большой корабль, или министр, укравший миллиард во время реформы.

Ну а поскольку сложно себе представить, что украинские министры способны на воровство, да еще и миллиардами, скорее всего частые упоминания камикадзе в текстах и высказываниях о новом правительстве подразумевали аналогии именно с самоотверженными небесными самураями императора Хирохито. Редкое правительство Украины при своем назначении не удостаивалось сравнения с этими экзальтированными воздушными самоубийцами.

Поскольку редкое правительство назначалось в условиях, когда все было благополучно и не требовалось исполнителей немедленных многочисленных непопулярных реформ, чтобы, пожертвовать своей дальнейшей политической карьерой, финансовым благополучием и уважением со стороны социально незащищенного народа ради его дальнейшего процветания.

С реформами как-то сразу не заладилось, но в камикадзе недостатка никогда не ощущалось. Некоторые умудрились побывать в этой ипостаси по нескольку раз, сгорая на разных постах и даже при разных режимах, но, как феникс из пепла, возвращаясь вновь с потолстевшим послужным списком и распухшей налоговой декларацией. Но это традиция, японскому императору тоже не было жалко для своих верных камикадзе ни саке, ни гейш, ни суши.

Бывает, самим чиновникам это сравнение даже импонирует, и они не прочь пуститься в рассуждения о необходимости непопулярных реформ. Правда, вслух на публику среди таких реформ чаще всего упоминают введение налога на предметы роскоши да сокращение аппарата чиновников, - меры, непопулярность которых в народе, мягко говоря, вызывает большие сомнения. Более словоохотливы на эту тему оппозиционеры, которых чаша камикадзе на этот раз миновала. Они много и охотно говорят о том, что теперь-то правительству придется отменить все социальные льготы, поднять планку пенсионного возраста выше продолжительности жизни, а цену на коммунальные услуги выше среднего месячного дохода семьи, прекратить выплату пенсий работающим пенсионерам, да и неработающим тоже. А уж когда волна народного гнева сметет инициаторов столь античеловеческой политики, оппозиционеры придут к власти, чтобы, наконец-то провести столь нужные стране непопулярные реформы.

И вот очередная эскадрилья верных долгу воздушных самураев выпила по ритуальной чашечке саке, разбилась на звенья, заложила прощальный круг над ангарами аэродрома, легла на курс и, набрав в легкие побольше воздуха для финального «банзай», от солнца заходит в пике на цель. Цель называется линкор «Украина».

А линкор лавировал, лавировал, да не вылавировал. И это неудивительно. Ведь за восемнадцать с лишним лет одиночного плавания на него пикировали уже полтора с лишним десятка эскадрилий камикадзе. Напоровшись на полном ходу на рифы экономического кризиса, он прочно сидит на мели, с которой не помогают сдвинуться иссякшие финансовые потоки. Вода в трюме грозит затоплением, пожары на палубах и в отсеках - взрывом. Бунт на корабле стал постоянным состоянием экипажа, все мало-мальски пригодное для того, чтобы стащить или украсть, воруется и растаскивается. Навигационные приборы показывают во все стороны одновременно, карты и лоции размыты до полной неопределенности. Машинное отделение задыхается от нехватки топлива, волны с востока и запада грозят развалить корабль на части, а из радиорубки в эфир непрерывно поступает один и тот же, известный морякам всего мира, классический сигнал из трех букв.

Спрашивается, может ли эскадрилья камикадзе существенно навредить кораблю, находящемуся в подобном состоянии? Военно-морская история свидетельствует, что не особенно. Но все равно жалко…
Previous post Next post
Up