ДРАП НАХ ЗЮЙД-ОСТЕН

Nov 26, 2007 19:15

навстречу второму северодонецкому съезду

опубликовано по горячим следам первого съезда 30:11:2004 в бело-голубой тогда газете "Событие" (ныне не выходит) и на оранжевом тогда сайте "Политикантроп"

Ох, половецкая ты степь, слободская вольница! Твой полынно-конопляный дух тысячелетиями пьянил непутевые забубенные головы, смешиваясь с пылью, навсегда поднятой копытами киммерийских проворных лошадок и рысаков дружины летописного сепаратиста Гориславича, колесами скрипучих печенежских кибиток и дребезжащих махновских тачанок.

Как грибы после дождя возникали и как роса на утреннем ковыле исчезали республики-однодневки с накокаиненными наркомами и проспиртованными атаманами. Куда уж миру нынешнему, финансово-рациональному и политически подобострастному до тех вольных времен. И взметнет вроде среди припорошенных первым снегом курганов-терриконов атаманский бунчук, резанет ухо залихвацкий посвист слободской вольницы, вспыхнут сполохи над бескрайней степью. А приглядишься - тьфу ты, сплошная видимость и бутафория до первого окрика. И перегорят сполохи как сухой камыш в плавнях. И не останется наутро в отяжелевшей голове никаких залихватских мыслей, окромя как потребовать рассолу.

В другом мире мы живем. Уже в другом или еще в другом, - зависит от нас. В мире санкционированного радикализма, срежессированных истерик и дозированной оппозиционности. Недавний демарш юго-восточных губернаторов принадлежит этому миру полностью - с дерьмом и потрохами.

Вообще, на мой взгляд, событиям в Северодонецке уделяется незаслуженно большое внимание. Какие, к чертям, из Кушнарева с Близнюком заговорщики? Имеет место некая излишняя демонизация как персоналий, так и намерений. Попробуем разобраться, что же могло крыться за жесткой лексикой и лихим содержанием.

В том, что перед нами не спонтанная импровизация чиновников, шокированных тем, что просто победить мало, а надо еще победить честно, сомнений почти нет. Близкие по содержанию и синхронные по времени заявления, дистанцирование выборных органов местного самоуправления от инициатив назначенных государственных чиновников, резкая смена курса после соответствующей реакции сверху - махновщиной и не пахнет.

Интереснее проследить, откуда исходила команда подымать автономистский хай, и на что был направлен задуманный акт. Оппозиция склонна трактовать заявления губернаторов и съезд в Северодонецке, как попытку отторгнуть часть украинской территории, санкционированную чуть ли не лично Леонидом Кучмой. В качестве доказательной базы приводились аргументы формально весомые. Во-первых, глав областных администраций у нас назначает действующий президент. И назначает для того, чтобы они на местах проводили государственную политику.

А уж если губернаторы одновременно затеяли весьма сомнительный с точки зрения конституционной и, возможно, наказуемый с точки зрения уголовной политический перфоманс, значит такая сейчас на местах государственная политика с точки зрения назначившего их президента. Во-вторых, президент расшалившихся губернаторов не посадил и даже не уволил, а лишь пожурил мягко, - следовательно, ему их наказывать было не за что. На первый взгляд убеждает, на второй - не очень. Как ни всесилен гарант Конституции, а последние события нанесли значительный урон как его власти, так и авторитету. Леонид Кучма - президент уходящий, поскольку срок его легитимности тает как шагреневая кожа. В таких условиях можно набраться смелости и проигнорировать президентские приказы. А с точки зрения президента отдавать невыполняемые приказы - терять остатки авторитета.

Губернаторов можно понять - свою полезность важно доказать не столько действующему, сколько будущему президенту. А в выборе такового губернаторы ограничены, поскольку от нынешней власти в президенты выставлялся совершенно конкретный (в исконном смысле этого слова) кандидат. Какие-никакие заслуги перед ним у губернаторов уже имеются. Ведь в Сверодонецке были представлены разные регионы, объединенные одним основным признаком - в них с точки зрения избирательной комиссии победил Виктор Янукович. Оставалось отпраздновать инаугурацию, и тут на тебе - Верховный суд приостанавливает решение ЦИК, Верховная рада выражает ей недоверие, местные власти за Днепром признают президентом Виктора Ющенко. Но это все производные, главное - позиция народа, мнение людей, которых обзывают зомбированными СМИ и политики, безуспешно пытавшиеся их именно зомбировать в течение долгих месяцев. Массовые протесты, несмотря на погоду, продолжаются и набирают силу. Раскол Украины на восток и запад, позволявший власти контролировать регионы, в которых проживает большее количество избирателей, превращается в раскол восточной Украины на сторонников власти и ее противников, носящих оранжевое не столько как цвет Ющенко, сколько как цвет протеста против дискредитированной власти.

В "оранжевый" лагерь потянулись представители региональных политических и бизнесовых элит, столица проиграна вчистую в первые же дни противостояния, массовый завоз на потерянную территорию идейных и наемных симпатиков ощутимого эффекта не дал. А делать что-то надо.
Вот и приходится делать это "что-то" на той территории, которая еще остается под каким-никаким контролем. Проиграв митинговую борьбу "на выезде" ее попытались выиграть на своем поле. Но без соответствующей практики и подготовки порой все выливалось в весьма забавные картины, поскольку для выигрыша митинговой борьбы предполагалось сгонять народ на площади и орать с трибуны ахинею, сопровождаемую энергичной жестикуляцией и разбавляемую низкопробной попсой. Увы, это не все. В таких условиях и происходил драп сторонников премьера-кандидата в восточном направлении, логически заданный еще предвыборными заявлениями о статусе русского языка.

Почему предвыборными? Потому что раньше Виктор Федорович делал несколько иные публичные заявления по языковой проблеме. "Проблемы языка не существует. Мы привыкли в быту обмениваться мыслями на том языке, на котором думаем. А что касается государственного языка, я уверен, что мы все должны очень хорошо говорить на украинском языке", - пассаж из выступления Януковича на съезде Союза молодежи регионов Украины в декабре прошлого года. После Ивано-Франковского обморока восточные регионы становятся не только основной, но практически единственной базой мобилизации голосов за кандидата от власти. Теоретически этого достаточно для честной победы. Чем теория отличается от практики? Вопрос к тем, кто проводил и курировал кампанию кандидата, в том числе и к губернаторам.

Забавно, что одним из требований, которые звучали на съезде наиболее громко, и от которых отказались в первую очередь, стало закрытие оппозиционных телевизионных каналов. Почему оно было снято? Если даже оставить в стороне рассуждения о свободе слова и перейти к циничному уровню политической практики, то решение запоздало - взбунтовались журналисты общеукраинских и региональных телеканалов, и отключение "Эры" или "Пятого" в таких условиях теряло смысл и популярности не прибавляло.
Есть еще две версии причин юго-восточного бунта. Одна из них может быть объяснена попыткой внести в имидж премьера штрихи лидера государственного масштаба, - сам-то премьер в своем выступлении на съезде бунтовщиков не поддержал, что позволяет позиционировать его как государственного деятеля, собственным авторитетом предотвратившего развал страны в условиях кризиса власти.

Вторая версия - усиление собственных позиций на переговорах с соперником, демонстрация, что собственные сторонники тоже многочисленны и способны на многое, своего рода политический шантаж. Впрочем, как и кем бы ни задумывалась акция, уже можно говорить о ее провале. Подвела разношерстность юго-восточных регионов. Победил-то Янукович во всех, но не во всех с таким убедительным отрывом, как в Донецкой и Луганской области. В остальных и явка, и отрыв существенно уступали, а гарантий, что их удастся сохранить даже на этом уровне в случае возможного переголосования, никаких. Любопытно, что на фоне требований применения жестких, вплоть до уголовной ответственности, санкций к несостоявшимся сепаратистам громче всего оппозиция просит голову Евгения Кушнарева. Ведь не он главный режиссер этого спектакля. Может и здесь уже играет логика третьего тура, и оппозиционеры стремятся получить именно ту голову, которая слабее других держится на плечах. И в адрес Лужкова критики многовато. Прямо как в адрес самостоятельного политика. А после Лужкова приедет еще Жириновский что ж теперь. Или Владимир Путин, подобно Штирлицу, знает, что лучше всех запоминается последний визит и создает себе поле для маневра, чтобы вовремя одернуть не в меру охваченных геополитическим зудом великорусских (как ни забавно это звучит в отношении Лужкова и Жириновского) политиков?

Одна надежда на то, что идеи живут, как бы их ни дискредитировали политики. Проблемы статуса русского языка, необходимость пересмотра отношений между столицей и регионами, нормализация российско-украинских отношений, - все это придется решать любой украинской власти. И чем профессиональнее и адекватнее будут принятые решения, тем больше выиграет государство в целом. А прах симпатичных атаманов, печенегов и гориславичей лучше не тревожить лишний раз по мелким поводам.
Previous post Next post
Up