На дворе конец декабря (и по совместительству ледяной апокалипсис), а следовательно пришло время подводить всевозможные итоги. По старой доброй традиции, начну с музыки.
Музыкально этот год вышел невероятно мощным. Отличные новые альбомы выпустили очень многие из старых любимых групп, не подвели и группы, образовавшиеся только в этом году. На удивление сильные альбомы который год выпускают музыканты отечественные, пусть некоторые из них и живу заграницей. Итог: топ вместо обычных 10 позиций будет включать аж 15. Важное замечание: топ является личным мнением и не претендует ни на какую объективность, призван расширить музыкальные горизонты читающих и, чего греха таить, потешить моё графоманское нутро. Если какая-то из групп занимает 7 позицию, а какая-то - 8, это не значит, что альбом одной группы хуже другой, просто... просто так получилось, что на данный момент я чувствую, что какой-то альбом впечатлил меня несколько больше. Итак, начнём.
15. The Walkmen "Lisbon"
Подозрительно обожаемая сайтом pitchfork.com группа The Walkmen выпустила в этом году свой самый убедительный и понятный альбом. Это минималистические песни обо всём на свете, которые при своей простоте на удивление крепко сидят в голове. Гитары, ударные, хрипловатый вокал - всё это работает вместе без какого-то особого драйва, но с некоторым налётом театрального надрыва, и благодарить за это нужно старательно и эмоционально покрикивающего вокалиста. Этих ребят несложно представить играющими в какой-нибудь нью-йоркской подворотне для группы немногочисленных, но преданных фанатов. Вот такой вот умеренный рок.
"Juveniles"
14. Весна на улице Карла Юхана "PS"
Удивительный альбом пронзительных поп-песен от культовой команды, когда-то игравшей недурную электронику, иллюстрация термина "ручная работа". Искренние, лёгкие, великолепно аранжированные, эти песни просто приятно слушать. Даже порой слишком приторная лирика воспринимается как должное, потому что исполнено всё честно и, что называется, от души. Яркий пример того, как собственными силами может быть записан альбом, который, выйди он лет на 10 пораньше, смог бы добиться гораздо большего, чем десяток прослушиваний на last.fm. К огромному сожалению, спрос к подобной музыке сейчас совсем не велик, и даже при сильном промоушене вряд ли что вышло бы. Впрочем, важен сам факт возможности существования такой записи, а значит, всё не так уж плохо.
"Часовые дорог"
13. Brandon Flowers "Flamingo (Deluxe Edition)
Важно сразу сказать, что, не будь у альбом deluxe-версии, он вряд ли бы попал в топ. Сильное начало и подчистую убитый конец - вот что его характеризует. Начинаясь с мощнейшей оды "Welcome To Fabulous Las Vegas" и поп-чуда "Only The Young", альбом скатывается во что-то совсем примитивное, которое забываешь сразу после прослушивания. Возникает ощущение, что половина треков писалась просто чтобы было чем забить диск. Но тем страннее выглядит делюксовая часть, в которой есть и потрясающий "Jacksonville", и одна из лучших поп-песен года, "Right Behind You", и развесёлая мелодически, но трагичная лирически "The Clock Was Ticking". Впрочем, если задуматься, интересные бонус-треки всегда были характерны для The Killers, так что сольник Флауэрса в этом плане показателен. А вывод получается простым: слушать альбом обязательно, и обязательно с делюксовой частью. В такой форме это - лучшая поп-запись года.
"Right Behind You"
12. Crystal Castles "Crystal Castles"
Однозначно лучшая электроника этого года, альбом напористых треков с ужасающим (в хорошем смысле) вокалом, идеальная музыка для ночной поездки по мегаполису. Нельзя не отметить и заслугу коллектива в том, что одна из песен альбома, кавер-версия "Not In Love", была выпущена в конце года отдельным треком с приглашённым вокалистом Робертом Смитом, что её только украсило.
"Vietnam"
11. The Gaslight Anthem "American Slang"
Авторы одной из лучших пластинок двухтысячных, "The 59' Sound", отдают дань уважения классическому американскому року, маскируя всё это про альбом о взрослении. Этот альбом - один огромный заряд ностальгии для жителей США, в котором можно до бесконечности искать отсылки к десяткам команд. Для обычного же слушателя это просто очень качественный рок-альбом, которому не хватает самой малости драйва для того, чтобы стать чем-то большим. От панка команда отказалась совсем, фронтмен Брайан Фэллон вовсю тусуется с Брюсом Спрингстином, вся группа снимается в рекламе Levi's, так что дальнейшая судьба их кажется безоблачной, но почему-то не покидает ощущение, что с ними не всё так очевидно, и в будущем группа может прийти к действительно большому успеху.
"We Did It When We Were Young"
10. The Tallest Man On Earth "The Wild Hunt"/"Sometimes The Blues Is Just A Passing Bird EP"
Продуктивный бард-швед в этом году выпустил целые две записи, причём меньшая из них, печальная EP, заслуживает отнюдь не меньшего внимания. Все песни на них спеты и сыграны единственным человеком, в большинстве случаев под одну-единственную акустическую гитару. Но важно не что, а как играет этот человек, извлекая из гитары такие гармонии, на которые не способны большинство из полноценных групп. Мощнейшая по атмосфере и мелодике запись. И пусть вас не отпугивает очевидное сходство с Бобом Диланом.
"The Wild Hunt"
9. Local Natives "Gorilla Manor"
Очередное открытие пичфорка, напоминающее более гитарных Fleet Foxes. Интересный воздушный альбом о вынужденном расставании и любви на дистанции с очень трогательной лирикой, красивыми переливающимися вокалами и насыщенным, но лёгким звуком (особенно хороши барабаны). Для меня - одно из самых приятных открытий года, и группа из того разряда, которой вряд ли будешь заслушиваться, но слушать будешь долго и периодами.
"Warning Sign"
8. Interpol "Interpol"
*копирую свою старую рецензию, извините*
К своему четвёртому альбому хмурые парни из Нью-Йорка успели пройти путь от самых ярких дебютантов волны пост-панк ревайвала до любимцев хипстеров с last.fm. Путь, увы, оказался не из лёгких: Карлос Ди, один из самых колоритных участников группы, после записи альбома и вовсе решил покинуть коллектив. То ли это, то ли общее сверх-ожидание, то ли не самый оригинальный третий альбом породили в Интернете волну какой-то совершенно необоснованной ненависти к группе. И напрасно. Прекрасно осознавая тупик, в который группа уткнулась после релиза Our Love To Admire, она находит вполне логичный выход в пусть не кардинальной, но смене звучания, и записывает свой самый тоскливый и самый сложный в плане аранжировок альбом. Характерное гитарное стаккато здесь уходит на задний план, уступая место монотонным барабанам, эпилептическому басу и заметно похорошевшему засчёт освоения новых интонаций голосу фронтмена Пола Бэнкса, который в центральном треке Lights иногда вообще поёт не своим голосом. Открывающая альбом Success поражает мощнейшей даже для Interpol басовой партией, где Карлос Ди играет так, словно завтра - конец света, и это его последний шанс записать свой труд. Вообще если конец света когда-нибудь случится, саундтрека лучше, чем этот альбом, найти трудно. Треки вроде "Memory Serves" и "Safe Without" способны вогнать в уныние самого позитивно настроенного человека, но при этом обладают каким-то своим определённым шармом, а финальная кладбищенская"The Undoing" с припевом на испанском (на удивление уместном) и вовсе с лёгкостью заменит похоронный марш, и в данном случае это комплимент. Характерной чертой нового альбома стал ранее практически отсутствовавший бэк-вокал, точнее, бэк-вокалы. Иногда (например, в песне "Try It On") концентрация голосов даёт какой-то шизофренический, но мощнейший результат, словно трип в сознание участников группы, где тексты песен (куда более очевидные, чем раньше) - беспорядочно бьющиеся мысли. Вообще Interpol заметно обогатили свой музыкальный арсенал, и на новом альбоме песни звучат куда более многослойно, чем раньше, появляется нехарактерная для группы тенденция к нагнетанию звуков ближе к концу песен. К сожалению, мелодически они стали заметно слабже, поэтому вряд ли хоть одна из них способна стать хитовым синглом, разве что Barricade с заводными гитарами, сливающимися в припеве с воплями Бэнкса, явно нацелена на радио. В основном же это пусть и многогранные, но заунывные, грустные, отчаянные песни, не всегда задевающие нужные струны (и не только души). Выше головы, а в данном случае выше Turn On The Bright Lights, в очередной раз прыгнуть не получилось, но группа наконец-то смогла отойти в сторону - может, где-то там и кроется необходимый импульс. Остаются только опасения, что группу не поймут, и что красивейшая концовка в "The Undoing" может вполне стать похоронами группы, не даром даже обложка альбома указывает на неопределённость: то ли группа распадается, то ли собирается снова.
"The Undoing"
7. The Radio Dept. "Clinging To A Scheme"
Ещё одни шведы в топе. Группа записала в этом году потрясающий альбом скандинавского инди-попа с совершенно чудесными концовками песен, как, например, проигрыш в "Memory Loss". И если предыдущим альбомам чего-то да не хватало, здесь можно с уверенностью сказать, что группа нашла себя, отфильтровав своё звучание до идеального (не зря выход альбома много раз откладывался). Они по-прежнему не брезгуют элементами шугейза или целыми треками без слов, но в целом это поп-запись с помехами. Очень северный по духу альбом, такую музыку пишут только в Скандинавии.
"The Video Dept." (m4a файл, другого нет)
http://www.divshare.com/download/13616073-fd0 6. Последние танки в Париже "Порядок вещей"
Когда-то панк-поэт, Алексей Никонов продолжает красиво пустословить на новом альбоме. На этот раз - большей частью про любовь, и с безупречным звуком. Это логическое завершение периода группы, начатого альбомом "Свобода Слова", кардинально отличавшимся от предыдущих панк-роковых записей группы. Но если раньше это были депрессивные песни протеста, на новом альбоме от протеста мало что осталось, кроме, пожалуй, "Нового интернационала" - убедительного концентрированного месседжа Никонова. Что ещё выделяет этот альбом среди его предшественников - это потрясающее звучание. Кто-то очень сведущий помогал при записи альбома, и это сразу чувствуется. Мощная стена гитар, грамотные вкрапления электроники (инновация для группы), подчищенный вокал, пара эмбиентных песен, одна из которых отчётливо отдаёт Bloc Party, в целом нехитрые, но цепкие мелодии - и одна из лучших русских пластинок последнего времени готова. Никуда не делась поразительная способность песен вгонять в депрессию: неужели и правда таков порядок вещей?
"Хэппи Энд"
5. My Chemical Romance "Danger Days"
Раньше считавшиеся обычной эмо-группой, MCR который альбом доказывают, что они заслуживают куда более серьёзного к себе отношения. Этот альбом - пример идеального коммерческого рока, которого очень не хватает в ротации радио и телевидения последнее время. В какой-то момент произошло так, что подобная музыка из разряда актуальной и даже доставшей перешла в категорию действительно редких вещей. И тем приятнее слушать эту запись. Без претензий на необычность и оригинальность, без экспериментов, группа осталась верной себе и записала цельную рок-пластинку, не похожую на The Black Parade, с парой действительно выдающихся песен и практически без проходного материала. Чаще бы так случалось. Другое дело, что на фоне окружающей действительности MCR со своим беззаботным роком и правда выглядят теми самыми the kids from yesterday. И по-моему это не самая плохая позиция.
"Summertime"
4. Дети Picasso "Герда"
Вдоволь наигравшись с этническими экспериментами, группа Дети Picasso, ныне полным составом проживающая в Венгрии, записала один из самых мощных по звучанию альбомов последнего времени. "Герда" - наследница "Глубины", умудрившаяся при своём новаторстве и часто арт-роковом звучании быть вполне себе массовой записью, сделанной не просто на западном уровне, но во многом и выше его. Тяжёлые гитары и плотный общий звуковой фон, обильно сдобренный духовыми и струнными инструментами, делают "Герду" настоящим кладом для людей, любящих тщательно вслушиваться в песни. Вокал Гаи здесь разнообразен, как и сам альбом, и на каждую из песен у неё находится своя интонация, таким образом альбом очень разный по составу песен, но общий по настроению: это тревога, периодически переходящая в паранойю, с перерывами в виде экспериментальных песен-интерлюдий вроде "Снова и снова". Тем не менее, это именно русский рок, со своеобразной романсовостью звучания, и очень жалко, что записи такого уровня у нас можно записать, видимо, только уехав из страны.
"Герда и Кай"
3. Wild Nothing "Gemini"
Открытие года, участник рубрики "pitchfork нашептал". Совершенно шикарный пост-панк альбом с мощнейшей музыкальной составляющей. И тем удивительнее, что записал его один человек. Лучше заглавного трека, "Gemini", в этом году, кажется, так ничего и не вышло.
"Gemini" (m4a файл, другого нет)
http://www.divshare.com/download/13616116-7f8 2. The National "High Violet"
И без того выдающаяся группа записала в этом году свой самый сильный альбом. Насыщенный и многослойный звук вкупе с как никогда хорошим вокалом Бернингера - мощнейшее сочетание, достойное самых высоких похвал. Сложно придумать что-то лучше в жанре грустных мужских песен.
"Anyone's Ghost"
1. Arcade Fire "The Suburbs"
По-хорошему, самый важный альбом года, событие самого высокого порядка. Очень цельная пластинка о вечных проблемах: грусти по прошлому, отсутствии стержня в настоящем, о том, что в будущем особо перспективы не видно и вообще о том, как низко все мы пали и как по-другому всё было раньше. На редкость внятное послание заключено в сильную музыкальную составляющую. Пусть группа уже не является развесёлым балаганом детей-переростков, такое взросление - всегда хорошо, особенно если все ресурсы огромной группы по-прежнему используются по-максимуму. Не смотря на единый посыл, песни на альбоме очень разные, и это действительно тот случай, когда абсолютно все из них хороши, а это, на минуточку, 16 песен. Показательно ещё, что Arcade Fire - та группа из волны 2000-х, которая на протяжении всего времени остаётся стабильно отличной и популярной, тогда как их коллеги хоть один слабый альбом, да выпустили. Ну а в том, что это новые звёзды масштаба U2 или Coldplay, ни у кого сомнения, кажется, уже нет. Выдающаяся работа.
"Deep Blue"