Павлик Морозов, легендарный пионер, донесший властям на своего отца, якобы прятавшего зерно, и затем убитый озлобленными родственниками29, тоже входил в 1937 г. в список героев советской молодежи. Фигура одиозная для русской интеллигенции времен заката СССР, для многих молодых людей 1930-х гг. он был настоящим героем, символизирующим юную отвагу, готовность к самопожертвованию и протест против неправедной власти, будь то власть родителей или других взрослых30.
В пьесе «Доносчик», написанной в середине 1930-х гг. для Московского детского театра Натальи Сац, развивалась та же тема.
Судя по рецензиям на постановку Детского театра, нравственная идея «Доносчика» была та же, что и в американском фильме «В порту», снятом лет десять спустя, в котором герой принимает мучительное решение донести на хозяйничающую в доках банду (в том числе на своих родственников и друзей)31. В обоих случаях донос представлен трудным, даже героическим поступком, ибо донести - означает пойти наперекор мнению окружающих во имя более широкого и абстрактного понятия общественного блага:
«Перед нами мальчишки, обучающиеся ремеслу в обувной мастерской... Еще недавно они были "беспризорниками", бездомными бродяжками. Некоторые из них увлеклись своей работой, начинают любить ее. Другие отказываются повиноваться. И вот в мастерской начинают случаться кражи. Приятели не хотят выдавать вора. Доносить? Никогда в жизни! Они выше этого. Но правильно ли будет с их стороны поставить под удар саму цель и смысл существования их мастерской?»32
Шейла Фицпатрик,
Повседневный сталинизм Я напомню, что
донос в иудаизме является тяжелым религиозным преступлением и в синагоге постоянно читаются молитвы с проклятиями доносчикам.
Наталья Сац (племянница Розенель и любовница Тухачевского и еще нескольких министров) была еврейкой, так что пьеса с оправданием доноса была для нее религиозным поступком. В протестантизме же наоборот: доносительство поощряется и фильм о котором пишет Шейла это иллюстрирует.