Оцените качество экономических предсказаний Луначарского (1905г.)

Apr 18, 2013 16:30


Г. Булгаков утверждал, что капитализм может до бесконечности развивать свой рынок, реализуя все растущее количество своих продуктов в новых орудиях производства, в новом базисе для своего расширения.

Поэтому-то во внешних рынках капиталистическая страна может не нуждаться, а следовательно никакого внутреннего противоречия в этом смысле капитализм в себе не заключает. Г. Финн в статье «Промышленный капитализм в России за последнее десятилетие», напечатанной в сборнике «Очерки реалистического миросозерцания», указывает на то, до каких пределов доходило в то время искреннее желание г. Булгакова навязать Марксу эту нелепицу: г. Булгаков привел цитату из III тома капитала Маркса: «по мере развития капитализма вследствие внутренней необходимости, присущей этому способу производства, вследствие его потребности во все более и более расширенном рынке, расширение его внешней торговли стало его собственным результатом». Эта цитата явно говорит против теории г. Туган-Барановского и г. Булгакова, но г. Булгаков делает в ней «легкие изменения», - слово «внутренний» он опускает, а вместо «все более и более» ставит «более или менее». Да, г. Булгаков защищал горячо Маркса. Мы имеем все основания радоваться, что с защитой его он, наконец, покончил.

Теория самодовлеющего капитализма - вздор! Новые орудия производства, в которые реализуется прибавочное производство предыдущего периода, могут иметь ценность только в том случае, если в конце-концов находится сбыт для новой волны производимых ими потребительных продуктов.

Это ясно, как день. Как бы ни раздувался капитализм сам по себе, но, приобретя исполинский рост, он в конце-концов должен бросить на рынок исполинское количество товаров для потребления. Отсюда погоня за потребителями, поиски за ними по всему земному шару. Стихийно возрастая, капитализм все подчиняет себе, все вбирает в себя и производит и производит; но рынок хотя и возрастает также, однако, не безграничен, и капитал не в силах создать себе безграничное число потребителей, число, которое вечно росло бы пропорционально сказочному росту производства. Земной шар может содержать целое многочисленное племя полубогов и будет некогда служить пьедесталом для такого племени, но для капиталистов он скоро окажется тесен. Неужели вы не слышите тревожного биения железного сердца Бирмингэмов? Англия постепенно вытесняется с рынком и забывает свои традиции, она сознает, что предстоит борьба не на жизнь, а на смерть. Она хватается за протекционизм и империализм. Заатлантический колосс грозит и быстро надвигается.

Скоро дешевенькие товарцы капитализма, грозящие всему прекрасному на земле, заполнят все рынки - океаны и рынки - моря, запрудят рынки - озера, и рынки - пруды, и рынки - лужи, и капитализм начнет задыхаться. Средние капиталисты будут под видом картелей и трестов отдаваться под высокую руку промышленных королей; синдикаты капитала быстро приберут к рукам средние классы, постепенно поставив их в полную зависимость от себя; начнутся неслыханные крахи, безумное жонглирование миллиардами, исступленная реклама, сокрушительная гигантомахия капиталистических громад, в которые сольются капиталы перед издыханием и в тесноте. И среди треска рушащихся предприятий, среди ужасов всевозможных бедствий, порождаемых учащающимися кризисами, среди грома и молний приведенной, наконец, в действие адской машины милитаризма, среди бешенства интернациональной потасовки… перед изумленными глазами г. бернштенианцев начнется величественный Götterdämmerung.

В набросанной нами «эсхатологии» нет ничего утопического. Она имеет, по меньшей мере, такое же право на научную самозащиту, такую же ценность, как и гипотеза невозмутимого и гармонично-журчащего течения событий.
Метаморфоза одного мыслителя

P.S. Кстати, ЕМНП, Хазин пишет, что Ленин стоял на позициях Булгакова и не верил в конец развития капитализма, и на этой почве критиковал Розу Люксембург.

Луначарский, экономика

Previous post Next post
Up