Итак, чем религиозное (богостроительное) восприятие искусства отличается от светского. Прежде всего, начать надо с того, что любой разговор об искусстве начинается с некоторого пресыщения его традиционными формами -- без пресыщения нет никакого эстетизма. Если вы, смотря на экран, видите там не работу режиссеров, артистов, постановщиков света, художников, операторов и т.д., а просто проваливаетесь в сюжет, в непосредственное восприятие происходящего, то все, что написано дальше, читать не имеет смысла. Чтобы участвовать в метафизических эксперементах надо иметь опыт пресыщения хоть каким-то видом искусства. ИМХО, сегодня это скорее всего кино, компьютерные игры, и, возможно, музыка... Если полигоны в игре вас интересуют больше заклинаний магов и мечей рыцарей, или аккорды и реверберации -- больше чем содержание песни, то возможно какое-то пресыщение у вас есть.
Так вот, если вы теряете интерес к традиционным формам искусства из-за пресыщения и вам хочется словить каких-то новых, более тонких и более глубоких ощущений, то возможно вас заинтересуют религиозные эксперементы.
Объясняю на примере Высоцкого о чем идет речь.
Поскольку речь тут прежде всего о богостроительстве, то для начала надо представить бога как общество, то есть, некий сложный метафизический объект в пустом пространстве. Как это сделать см (
эпизод из фильма, который я ранее
разбирал), либо как сложную механико-геометрическую структуру вроде снежинки, либо как деда с мальчиком, либо самый лучший вариант -- как девочку на шаре, и представить Высоцкого (как всю совокупность его творчества), который в пустом пространстве вступает во взаимодействие с Обществом.
В принципе, чем глубже у вас социологические знания, тем более сложная и тонкая модель общества у вас существует в голове, и, соответственно, чем лучше вы знаете творчество и биографию Высоцкого, тем лучше вы его себе представляете и, соответственно, отношения между Высоцким и Обществом. Но тут не слишком важна эта тонкость и глубина, эстетические переживания можно ощутить и при достаточно поверхностных представлениях. Возьмем тот образ который Конт считал самым удачным -- девочку на шаре, хотя можно и снежинку и мальчика и т.д.
Темное пространство, хрупкая девочка танцует на шаре, напротив нее сидит Высоцкий с брутально закусанной сигаретой в зубах и поет ей весь свой репертуар: от описаний будней алкоголиков до фронтовых подвигов... и время от времени красиво окуривает ее сигаретным дымом...
Это основная картина, взятая как бы абстрактно. Если вам удастся ее вообразить и прочувствовать атмосферу, то можно переходить к усложнению. Теперь вы должны вспомнить в каких отношениях вы сами находились или находитесь с Советским Обществом, или даже можно и нынешнее общество представить (в виде
Собчак спящей мордой в салате), с поправкой, что влияние Высоцкого сейчас слабее и взаимодействие слабее.
Лично я всегда себя ощущал на 100% советским человеком, то есть, в данном случае, полностью растворенным в этой девочке окуриваемой Высоцким, ну а девочка эта внутри меня ощущалась как совесть (или по Юнгу коллективное бессознательное), соответственно, я лично ощущаю это все как окуривание моей совести, и честно сказать, никакого восторга такое взаимодействие не вызывает, интересно лишь как созерцательная практика.
Если вас вся эта игра с воображением развлечет, и вам удастся почувствовать какие-то новые ощущения, то могу вас поздравить, вы можете открыть для себя целый новый мир метафизического искусства, вам как минимум откроется по новому
мир русского символизма, и вам станет понятно как А. Белый, В. Соловьев с Блоком доводили себя до слез, созерцая "Софию" в жене Белого:)
Я сейчас пока не ставлю целью создание каких-то конкретных религиозных практик, а лишь тренируюсь объяснять как это работает, поскольку это тоже не так просто. Все-таки людей, по-настоящему пресыщенных обычным исскуством и способных увлечься такими практиками, не очень много, и еще придется поломать голову как это доносить в доступной религиозной форме до масс.
Поэтому еще раз оговариваю, что это не какой-то конкретный ритуал, и не главное содержание религии, а только один из видов метафизических развлечений, которых нет в традиционном советском атеизме.
P. S. За вдохновение спасибо
meta_68 и его
комменты.