Интересный пример с точки зрения пролетарского литературоведения

Nov 22, 2019 16:32


Как известно, теория пролетарского искусства строилась на том, что пролетарий во время труда испытывает настолько уникальные переживания, что профессиональный литератор никогда их адекватно не опишет.

На мой взгляд, эта теория вполне подтвердилась, но с поправкой, что она касается не только пролетариев, но и все другие профессии. В частности есть тексты, написанные филологами, которые обыгрывают профессиональный переживания и жаргон («Курсив мой» Н. Берберовой), есть медицинские романы (сериал Доктор Хаус), есть полицейские детективы, написанные следователями и т. д.

Но есть и сильные контрпримеры, например песня «Як - истребитель» (1968 г.) В. Высоцкого, которая написана от лица самолета, и вроде как является наиболее яркой в этом жанре, при том, что Высоцкий на истребителе не летал.



«
Вот сзади заходит ко мне "мессершмитт", -
Уйду - я устал от ран!..
Но тот, который во мне сидит,
Я вижу, решил - на таран!

Что делает он?! Вот сейчас будет взрыв!..
Но мне не гореть на песке, -
Запреты и скорости все перекрыв,
Я выхожу из пике!
»

Высоцкий ушел от переживаний летчика и приписал их самолету, тем самым освободил себя от профессиональной критики со стороны летчиков, но это не помешало песне состояться. Я надеюсь все помнят эту песню и нет смысла ее много цитировать.

Но сейчас стали известны авторы другой популярной песни про переживания летчика «Фантом»: оказалось, что ее в 1966 году, т. е. раньше Высоцкого, написали курсанты Армавирского авиаучилища, т. е. профессиональные летчики.[1]



На примере этих двух песен появилась возможность сравнивать профессиональное и «классовое» искусство, причем авторы обоих песен наверняка ничего не знали о пролетарском искусстве и писали не для того, чтобы что-то доказать, а от души.

«
Мы бежим по огненной земле.
Гермошлем, защелкнув на ходу
Мой «Фантом» с звездою белой, на распластанном крыле,
С рёвом набирает высоту.

Вижу дыма черную черту.
Мой сосед теряет высоту.
Подо мною Эдвард с Бобом пронеслись на встречу с богом.
Ноль семнадцать вижу на борту.
»

Как видно, коллективу(!) курсантов удалось подобрать образы ничуть не хуже профессионального поэта Высоцкого. Высоцкий выиграл только за счет более нелинейного сюжета. Целиком песни сравнивать я не возьмусь, мое дело указать на показательность примера. Так что если бы кто-то взялся за подробный разбор текстов этих песен, то получилось бы интересное сравнение.

[1]: История создания"народной" песни "Фантом"

Previous post Next post
Up