Сам спор я
постил давно, но я неправильно датировал первый визит Ленина на Капри, и соответственно сделал неверный вывод, что спор описанный предвосхитил спор реальный. На самом деле хронология событий такая:
В феврале 1908 года Горький уведомлял И.П.Ладыжникова: «...А сейчас - кончаю повесть, кажется, интересную. Она будет названа «Житие» или как-то в этом духе. Герой - странник по святым местам» (Архив А.М.Горького). 6 марта, направляя К.П.Пятницкому более половины повести, М.Горький сообщал ему, что конец её будет готов дней через пять, и просил напечатать всё произведение непременно в одном сборнике (Архив А.М.Горького). (via
Примечания)
Ленин первый раз посетил Капри в апреле 1908 года, соответственно Горький дописывал конец «Исповеди» уже по итогам визита Ленина. Соответственно Петр это Ленин, а Михайло это совокупный Луначарский (+Базаров, +Богданов), Матвей это отчасти альтрэго Горького который выступает в роли евангелиста при новых апостолах.
Соответственно на знаменитой фотке: сзади в шляпе стоит
В. А. Базаров-Руднев (на
некоторых вариантах он вырезан), под ним сидит издатель
Ладыжников (возможно ему Горький и передал финал повести лично), справа от Горького его приемный сын З. Пешков и
Малиновская-Косак (жена Богданова). Собственно фотография
Желябужского (сына М. Андреевой которая там тоже была) сделанная в апреле 1908г. и отображает те самые споры которые Горький вывел в последних частях «Исповеди».