Лица Никольской. Шибановы: от Курбского до… «Международной книги»

Jan 07, 2016 21:28

Сегодня мы представим вам, уважаемые читатели, ещё одну династию букинистов, тесно связанную с Китай-городом и Никольской улицей.



Книжная торговля у Китайгородской стены.

Эта династия кардинально отличается от семьи Кольчугиных, которой был посвящён наш предыдущий рассказ. Познакомившись с букинистами Шибановыми, вы сами сможете оценить многообразие букинистической торговли Москвы XIX века.



Петр Васильевич Шибанов.

Петр Васильевич Шибанов, основатель династии, родился в Симбирской губернии приблизительно в 1822 г. и был крепостным в имении князей Гагариных. По семейному преданию, род Шибановых происходил от стремянного князя Курбского - Василия Шибанова, пострадавшего за своего господина от Ивана Грозного. Интересно, что рассказы о пострадавшем предке в разных источниках отличаются друг от друга: то ли Иван повелел казнить стремянного, то ли проткнул ему ногу посохом.
Так или иначе, Петр Шибанов рос крепостным в семье старообрядцев, но с юных лет тянулся к образованию, особенно интересовали его математика и древнеславянская письменность и литература. Примерно в 18 лет (в 1840 г.) он получил вольную, отправился в Самару и там открыл собственное дело: торговлю рукописными и старопечатными книгами. Жизнь в провинции совершенно не мешала ему быть в курсе всех столичных новинок: он переписывался с Москвой и Петербургом и часто сам наезжал в столицы, «привозя обильную жатву, собранную им, главным образом, в поволжских городах, начиная от Нижнего и вплоть до Астрахани». Его познания в старопечатных книгах и рукописях считались энциклопедическими. «Ни одной рукописи, ни одного листочка, свитка, грамоты он не выпускал из своих рук не обследованными и не изученными до такой степени, что он скажет вам о каждой исследованной рукописи, какой вариант она из себя представляет, какие в ней есть статьи, отличающие её от известных списков, или скажет, что подобная рукопись попадается в науке впервые».
С 1860-х годов Шибанов стал участвовать в московской книготорговле, завёл склады на Никольской, но в Москву перебрался только в 1883 году и сразу открыл собственную книжную лавку - на Старой площади у Ильинских ворот.
В 1877 г. в Петербурге было образовано Общество любителей древней письменности под председательством князя П.П. Вяземского. Петр Шибанов был вовлечён в его деятельность с момента основания Общества и почти сразу был избран его комиссионером. Шибанов был посредником между Обществом и многими антикварами, сам же предпочитал не продавать свои приобретения, а обменивать их на дублеты изданий Общества.
Сохранились любопытные воспоминания - отличные штрихи к портрету П.Шибанова. Любовь к математике он пронёс через годы, но так и остался способным самоучкой: самостоятельно изучал высшую алгебру и мог провести ночь за решением какой-нибудь особо сложной задачи. Если же решение не находилось - с утра отправлялся к знакомому профессору математики и не принимался за повседневные дела, пока не получал объяснения сложного примера.
Или такой примечательный момент: Шибанов, как и некоторые другие букинисты, специализировавшиеся на старопечатных книгах и рукописях, не только не интересовался книгами гражданской печати, но «органически не переносил их». (Интересно сравнить такое отношение Шибанова с деятельностью Кольчугина-старшего, тоже старообрядца, но, напротив, занятого распространением именно «гражданской» литературы). Букинисты-«старопечатники» были способны в своём пренебрежении на удивительные поступки: один отдавал детям на игрушки русские издания начала XIX в. с гравированными портретами, другой находит у дочери томик Лермонтова, рвёт книгу в клочки и выбрасывает в печь, Шибанов же жаловался на своего сына окружающим: «Сын у меня пустой оказался человек, гражданизмом занялся». Впрочем, о сыне и его преступном увлечении «гражданизмом» речь ещё впереди.
В конце жизни Петр Шибанов отошёл от книготорговых дел, посвятив всё свое время изучению и собиранию древнерусской книги. В эти годы шибановской лавкой управляла его супруга - редкое в среде букинистов явление! - Ефимия Ивановна Шибанова, в 1892 году уже бывшая купчихой II гильдии.
Умер Петр Шибанов в 1893 году.
Обратимся теперь ко второму поколению - тому самому сыну, увлечённому книгами гражданской печати. Почему отец был так недоволен сферой интересов Павла Петровича Шибанова, наследника семейного дела?



Павел Петрович Шибанов.

Помимо «идеологических», так сказать, расхождений, Шибанов-старший не мог не видеть, что увлечение «гражданизмом» никому особого дохода не приносило. В Москве, Петербурге, не говоря уж о провинции, было совсем немного преуспевающих букинистов, занимавшихся книгами гражданской печати. У тех, кто занимался древностями, напротив, сложился определённый круг покупателей - от частных коллекционеров до государственных учреждений.



Книжная торговля в Никольском тупике.

Но Павел Петрович, родившийся в Самаре в 1864 году, с юных лет увлёкся обширной и не очень глубоко исследованной областью российского книжного дела - книгами гражданской печати XVIII - начала XIX веков. Увлечение своё он держал в тайне от отца, библиографией занимался по ночам (что может быть романтичней, чем полуночные занятия запретной библиографией!), и в 1881 году составил, на основании библиографических источников, свой собственный «Список редких и замечательных книг», за который приятели-библиографы прозвали его «маленький Сопик», намекая на «Опыт российской библиографии» Сопикова. Успех «Списка» смягчил непримиримого отца, и сыну дозволено было покупать «гражданизм», правда, в самом ограниченном количестве. Следующей целью Шибанова-сына стало получение отцовского разрешения на создание и издание собственных каталогов - тех самых каталогов, которые впоследствии прославили Шибановых-букинистов. Пришлось опять заниматься по ночам, а публикацию каталога осуществить в кредит - у симпатизировавшего юноше типографа Карцева. Только когда каталог был напечатан и в лавку Шибанова посыпались заказы, отец признал право сына на самостоятельную деятельность. Больше того - потребовал скорейшего издания второго тома каталога.
Так началось антикварное дело Павла Шибанова, просуществовавшее около 40 лет - с 1881 по 1918 гг.







За период с 1885 по 1916 годы было издано 166 каталогов, как общих, так и специализированных. Отдельные тома были посвящены библиографии, мемуарам, Сибири и Китаю, иллюстрированным изданиям, новиковским изданиям, литературе о Москве и Московской губернии, литературе русских провинций, русским книгам, напечатанным вне России. Время от времени издавались отдельные каталоги редких и ценных книг, в которых особое внимание уделялось библиографическим описаниям и примечаниям. Были каталоги, посвящённые какой-либо одной библиотеке, приобретённой целиком. Не менее 50 больших библиотек прошли через руки Павла Шибанова и были им тщательно описаны.




Нельзя не отметить, что в семейном деле участвовал и младший сын Петра Шибанова, Лев. Он был так же увлечён букинистикой и библиографией, как его отец и брат. Именно он описывал книги в лучших каталогах Шибановых - с 1890 по 1908 годы. В 1908 году он скоропостижно скончался от воспаления легких, но созданные им каталоги долго оставались образцами работы библиографа. Лев Петрович, всецело посвятив себя работе по описанию книг, ни на что иное, кроме этого, не отвлекаясь, уходил в это дело весь с головой. Это было его любимым занятием; он священнодействовал, погружаясь в свою работу. Помимо арсенала всевозможных библиографических источников, сильно помогала его начитанность. Целая куча выписок из прочитанных им мемуаров, биографий, книг по истории литературы, масса старых и новых журналов были всегда у него под рукой. Больше всего он прилагал усилий на открытие авторов или переводчиков у сочинений анонимных, на раскрытие псевдонимов, на установление места и года печати у книг, вышедших без обозначения таковых.
«Оба они были одинаково больные ненормальные люди, ушибленные книгою», - так вспоминали о братьях Шибановых современники.
Регулярным выпуском печатных каталогов, в то время сильно поднимавших торговлю, Шибанов сумел тесно связать себя с провинциальными заказчиками. Он был не только талантливым библиографом, но и успешным предпринимателем. Бывали, конечно, и сомнительные эпизоды, отваживавшие от Шибанова покупателей. Так, почувствовав заинтересованность покупателя в какой-нибудь книге, он любой ценой стремился поднять на неё цену - ссылался на описки в инвентарных книгах, на «неуказанную древность»… Часто коллекционеры посылали к Шибанову мелких букинистов, платили посредникам три рубля - и всё равно выходило дешевле, чем лично купить что-то редкое в лавке Шибанова.
После 1917 года фирма Шибанова была национализирована, а собрание книг и рукописей было передано в Румянцевский музей.
Но Павел Шибанов не мог оставаться вне книжных дел. В 1923 году он принимает активное участие в создании антикварного отделения акционерного общества «Международная книга» - и уже для «Международной книги» создаёт около 300 каталогов антикварных книг. Он по праву считается одним из организаторов советской книжной торговли и одним из тех, кто в сумбурное время после революции и гражданской войны пытался каталогизировать книжные ценности, сохранившиеся в частных библиотеках.








Москва библиофилов

Previous post Next post
Up