Сегодня мы продолжим нашу прогулку по Москве библиофилов в сторону центра - от Сухаревки к Китай-городу и Кремлю. Китай-город, «Пролом» (Проломные ворота), Ильинка и Никольская улица - это вторая, более официальная, «чистая» точка московской книготорговли, но по дороге мы заглянем ещё по нескольким интересным адресам и напомним - себе и нашим читателям, - что мир книжников связан не только с магазинами и лавками, но и с библиотеками ;)
Начнём с площади Мясницких ворот - или Тургеневской (нечастый случай, когда переименование было к лицу месту).
Название площади возникло в связи с открытием здесь библиотеки-читальни в память скончавшегося в 1883 году И.С. Тургенева. Тогда группа учёных Московского университета, возглавляемая А.И. Чупровым и И.И. Янжулом, предложила увековечить память писателя открытием в Москве первой общедоступной бесплатной библиотеки его имени. Первоначально предполагалось разместить читальню в наёмной квартире, но от этой идеи сразу отказались. Страстная поклонница творчества Тургенева и известная меценатка Варвара Алексеевна Морозова (урождённая Хлудова), дочь крупного фабриканта, ставшая совладелицей Тверской мануфактуры, поддержала эту идею, выдвинутую профессорами, и внесла средства не только на строительство дома, но и на покупку книг. В мае 1884 года она обратилась в Думу с предложением построить за собственный счёт отдельное здание на образовавшемся от части Сретенского бульвара участке земли. Проект здания был составлен архитектором Д.Н. Чичаговым, а наблюдение за строительством взял на себя гласный Думы Н.А. Алексеев.
28 января 1885 года библиотека-читальня была торжественно открыта. Книжный фонд составлял свыше 2000 томов. Дарили книги книгоиздатели Ф.Ф. Павленков, К.Т. Солдатенков, профессор И.И. Янжул, А.П. Чехов и многие другие. Присылали свои издания редакции журналов и газет. В начале 1960-х годов фонд библиотеки насчитывал около 80 тысяч названий, было 14 тысяч читателей. В «Тургеневке» систематически проводились книжные выставки; на Тургеневских вечерах выступали писатели, литературоведы, артисты, музыканты.
В начале 1960-х годов исполком Моссовета вынес решение о сносе здания «Тургеневской читальни» в связи с прокладкой проектировавшегося проспекта, условно названного Ново-Кировским. В 1972 году здание библиотеки было снесено, а книжный фонд был «складирован» в одном из зданий соседнего переулка. В настоящее время «Тургеневская читальня» работает в Бобровом переулке, в доме № 6.
С Бобровым переулком пересекается переулок Милютинский. В месте, где Милютинский отходит от широкой Мясницкой улицы, стоит высокий доходный дом 1897 года постройки. Некогда на этом месте, напротив несохранившейся церкви cв. Евпла, стоял небольшой деревянный, но с каменными флигелями, домик купчихи Авдотьи Сониной. Купеческая усадьба чудом уцелела во время московского пожара 1812 года, и в 1815 г. участок с домом приобрел Осип Леонтьевич Свешников.
Свешниковы - известная фамилия в книжном мире первой половины XIX века. Их издательско-книготорговая фирма была основана петербургскими купцами братьями Фёдором, Василием, Леонтием, Григорием и Осипом Леонтьевичами Свешниковыми. Они торговали в Гостином дворе с 90-х годов XVIII века. Там же, на Невском проспекте, размещались лавки других известных книгопродавцев: И.П. Глазунова, В.С. Сопикова, М.К. Овчинникова. О том, что к началу XIX в. Свешниковы были уже известными книгопродавцами, свидетельствует отзыв об их деятельности, содержащийся в письме Н.М. Лонгинова, статс-секретаря императрицы Марии Федоровны, дипломату графу С.Р. Воронцову. Он писал из Петербурга 17 января 1810 г.: «Посылаю в особенном пакете два каталога лучших наших книгопродавцов, Глазунова и Свешникова».
Деятельность Свешниковых в это время распространяется и на другие города России. Начало их книжной торговли в Москве может быть датировано 1810 г., когда здесь обосновался О.Л. Свешников (1785-1847). В этом году московский купец В.В. Губкин продал санкт-петербургскому купцу и московскому гостю О.Л. Свешникову весь свой книжный товар в Москве и Калуге. Продажа книг и лавки была оформлена с поручительством Ф.Л. Свешникова. Приказчик Глазуновых писал об этом в Петербург: «В Москве Губкин обанкрутился и сдал книжную лавку Фёдору Леонтьевичу Свешникову». В 1815 году Осип Леонтьевич перебрался в Москву окончательно. Умный, дальновидный, сведущий в своем деле купец по роду своих занятий был связан с многими прогрессивными деятелями того времени. В силу этого он заботился не только о приумножении своих доходов, но и о развитии образования и просвещения в обществе. Осип Свешников был дружен со многими московскими и петербургскими книгопродавцами, библиофилами, издателями, литераторами, в том числе и с историком Н.М. Карамзиным. В Москве Осип Леонтьевич открыл магазины в Китай-городе на традиционно книжных улицах - Никольской и Ильинке. В его книжных лавках можно было купить сочинения К.Ф. Рылеева, А.А. Бестужева, Н.М. Карамзина, Ф.Н. Глинки, Д.Н. Бантыш-Каменского. В доме Свешникова в Милютинском переулке жил с 1819 года участник войны 1812 года, историограф Константин Федорович Калайдович, зачисленный на службу в Архив Коллегии иностранных дел. Он участвовал в издании «Собрания государственных грамот и договоров», в 1819 году издал «Законы великого князя Иоанна Васильевича» и «Судебник»...
Когда в 1841 году скончался арендатор Университетской книжной лавки А.С. Ширяев (а торговал он в ней с 1813 года) - арендаторами стали опекуны его несовершеннолетнего сына О.Л. Свешников и И.В. Базунов. Более подробно о книжной торговле Свешникова мы поговорим, когда пойдём по Никольской улице.
В том же Милютинском переулке есть ещё один дом, который мы не можем обойти вниманием. В доме № 5, который принадлежал разным хозяевам - в основном, им владели или в нём жили учёные-естествоиспытатели и медики - в середине 1860-ых годов поселился Петр Иванович Бартенев. Не только археограф, историк и пушкинист, но и первый хранитель Чертковской библиотеки. Кстати, она располагалась совсем недалеко, в начале Мясницкой.
И конечно, нельзя не упомянуть человека, чьим именем назван переулок (кстати, ещё в XVIII веке). Пусть он не имеет отношения к книжному делу, но имя на карте Москвы - вполне достаточный повод для внимания, по нашему мнению.
В конце переулка, ближе к Большой Лубянке, располагались владения купца и фабриканта Алексея Яковлевича Милютина, построившего здесь в 1714 году «шёлковую, ленточную и позументную фабрику на свои собственные деньги и своими мастеровыми людьми». Милютин решил самостоятельно изучить ткацкое дело и экономическую сторону этого производства. Смастерив станок, он выткал кусок атласа, который сумел поднести Петру I. Царь дал ему почётное звание «комнатного истопника» - так Милютин получил возможность заходить в палаты к царевнам и царице Прасковье Фёдоровне и советоваться с ними о достоинствах и недостатках производимого им товара. Петр I лично поручил ему соткать «покров бархатный с позументом хорошим». Сначала Милютин завёл фабрику в деревянном доме, а потом расширил свое владение, скупая соседние участки, возвёл каменные строения. Для технического руководства фабрикант нанял лучших мастеров как по обработке шёлка-сырца, так и по художественному ткачеству, первоначально прикрепив к ним свыше 20 учеников. К 1718 году на мануфактуре насчитывалось 34 стана. Для «тращения» (скручивания) шёлковых ниток привлекались на работу и лица женского пола. На десяти станах ткали позументы, а на 24-х - остальные ткани: атлас, байберек, тафту, а также платки - «противу иностранных некоторые не хуже». Милютин по своему дворцовому чину "царского истопника" в 1727 году купил в Алексинском уезде село Титово, откуда он мог набирать рабочих. Милютинские изделия продавались в собственных лавках на Макарьевской и других ярмарках, в Польском ряду в Москве, в Гостином дворе и в Милютинском ряду в Петербурге. Милютинская мануфактура в 1770-х годах имела уже 124 стана и благополучно просуществовала до 1812 года, когда пожар уничтожил деревянные постройки и сильно повредил каменные. Впоследствии наследники «ткача-истопника» продали принадлежавшую им землю.
Вид на Милютинский и Бобров переулки.
Вернёмся на Мясницкую и пойдём к центру - не только к центру, но и к дому № 7 - прекрасному особняку, украшающему эту улицу. Честно говоря, мы даже не знаем, имеет ли смысл подробно рассказывать об этом здании. Ведь это особняк Чертковых, в котором располагалась Чертковская библиотека - коллекция, ставшая основой книжных фондов Исторички. Те, кто читает наши публикации в социальных сетях, хорошо знает и историю библиотеки, и историю особняка. Скажем кратко, что усадьба, принадлежавшая в свое время Долгоруковым и Салтыковым, прославилась благодаря Александру Дмитриевичу Черткову, который приобрёл особняк в 1831 году. Во время войны 1812 года Чертков участвовал в боях и заграничных походах, а в 1828-1829 годах - в войне с Турцией. Поселившись в Москве, Чертков решил полностью посвятить себя изучению русской истории, русских и славянских древностей и собиранию рукописей и книг по истории России. В Москве он познакомился с рядом университетских ученых, в частности, с Григорием Ивановичем Фишером фон Вальдгеймом, дружившим в молодые годы с Гёте, Шиллером, Гумбольдтом. Со временем Чертков стал большим знатоком печатных первоисточников по истории древностей российских. Занимался он и нумизматикой, впервые установил научную классификацию русских монет, проводил археологические исследования курганов Подмосковья. За труд «Описание древних русских монет» Чертков был удостоен Демидовской премии, деньги передал в Академию наук для издания «Остромирова Евангелия». Описание Чертковской библиотеки по истории России стало настольной книгой историков. Чертков возглавил Общество истории и древностей Российских при Московском университете, члены которого собирались на заседания в его доме. Здесь бывали А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, М.Н. Загоскин, Ф.Н. Глинка, М.С. Щепкин и многие другие.
Именно в доме № 7 по Мясницкой хранилась и пополнялась Rossica - крупнейшая на то время коллекция книг, статей, карт, портретов, связанных с Россией. В январе 1863 года в специально построенном флигеле особняка открылась для общественного пользования бесплатная общедоступная Чертковская библиотека.
И именно от Чертковской библиотеки ведёт свою родословную Историчка, Государственная публичная историческая библиотека России.