Многие собиратели и коллекционеры России XIX века стояли у истоков учреждений, которые в настоящее время являются знаковыми для всей русской культуры. Исторический музей может похвастаться целой плеядой таких имён, включая учёных, сотрудников и дарителей. Однако даже на их фоне выделяется Пётр Иванович Щукин, подаривший Историческому музею отдельный музейный филиал, в составе которого - комплекс музейных зданий и богатейшие коллекции экспонатов, архивов и книг. О личности дарителя и о его книгах, попавших в ГПИБ, - наш сегодняшний рассказ.
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/243935/243935_600.jpg)
А.О. Карелин. Портрет П.И. Щукина. 1900 г.
Пётр Иванович Щукин был третьим сыном в семье потомственных купцов г. Боровска Калужской губернии. Его отец, купец первой гильдии Иван Васильевич Щукин, считался одним из самых влиятельных и известных московских торгово-промышленных деятелей. Матерью П.И. Щукина и его братьев была Екатерина Петровна Боткина, дочь богатого чаеторговца П.К. Боткина. С родом матери Щукиных связывали довольно тесные отношения. Екатерина Петровна приходилась сестрой известному врачу Сергею Петровичу Боткину. Другой её брат - Василий - был литератором и дружил с Белинским, Герценом, Тургеневым, Грановским. Третий брат, Михаил Петрович Боткин, был членом Академии художеств и первым исследователем творчества Александра Иванова. Сестра Мария породнила семью с поэтом А.А. Фетом. Иными словами, семейство Щукиных имело связи не только среди представителей московского купечества, но и среди светочей науки и культуры. А семейство было большое. Всего у И.В. Щукина и Е.П. Боткиной было одиннадцать детей: четыре дочери и семь сыновей, пятеро из которых стали коллекционерами. Основа столь интенсивных культурных интересов была заложена ещё в детстве: младшие Щукины получили отменное домашнее образование, а кроме того, с ранних лет находились в кругу писателей, учёных и коллекционеров.
Об образовании своём П.И. Щукин сам обстоятельно пишет в воспоминаниях: с десяти лет он обучался в Бемской школе г. Выборга, затем - в пансионе Гирса в Санкт-Петербурга. Весной 1872 года отец взял сына с собой за границу, так началось практическое обучение молодого Щукина: в Берлине он два года работает волонтёром в торговом доме Абельсдорфа и Мейера, в Лионе - у фабрикантов Севена и Барраля, после чего уже устраивается в дом «Р.Д. Варбурга и Ко» с жалованием 2 тыс. франков в год. Лион славился своим бархатом, и П.И. Щукин научился у тамошних ткачей искусству выделки бархатной ткани. Ткачеством он интересовался всю жизнь; собранная им коллекция образцов тканей признавалась более богатой в сравнении с коллекцией Лионской мануфактуры.
Интересовался Пётр Иванович и естественными науками - химией и физикой, даже слушал, будучи за границей, лекции Гельмгольца. Там же, в Лионе, он стал собирать французские книги. По возвращении в Москву, где Пётр Иванович с 1878 года работает в отцовской конторе, к вышеперечисленным интересам добавилось коллекционирование гравюр, литографий и рисунков, а также собирание восточных предметов. Но наибольшую известность принесло ему коллекционирование предметов русского быта, которым он увлёкся в 90-х годах XIX века.
В 1890 году скончался Иван Васильевич Щукин, его сыновья сделались наследниками крупного торгового дела и получили доступ к большим денежным средствам. К этому моменту коллекция Петра Щукина была уже столь велика, что частная квартира оказалась тесна для неё, и он задумал выстроить специальное здание.
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/239906/239906_600.jpg)
П.И. Щукин.
В 1891 г. на купленном участке земли в Малых Грузинах начинается бурное строительство: ремонт дома и постройка нового каменного здания для задуманного Щукиным музея «Российских древностей», который вместил в себя все собранные колллекционером предметы и в 1895 г. был открыт для всех посетителей. Впрочем, коллекция уже не вмещалась и в это здание, и в 1897-98 гг. было построено ещё одно. Обе постройки составляли законченный архитектурный комплекс, выдержанный в общем древнерусском стиле. О стиле надо сказать особо: П.И. Щукин и нанятые им архитекторы придавали огромное значение деталям внешней и внутренней отделки. Перед возведением музея П.И. Щукин вместе с архитектором Б.В. Фрейденбергом и художником С.А. Леве предприняли поездку в Ярославскую губернию, обследуя древнерусские исторические памятники и копируя детали старинного русского декора. Многие из этих образцов были воспроизведены при строительстве здания. Балкон бокового фасада был скопирован с балкона дома бояр Романовых на Варварке. А вид расписного потолка в библиотеке позаимствован из русских былин.
Здесь можно увидеть, как бывший Щукинский музей выглядит сейчас.
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/240638/240638_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/240343/240343_600.jpg)
Бывшее здание музея «Российских древностей».
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/240812/240812_600.jpg)
Н.Трескин. Щукинский музей в Москве. Экземпляр с автографом: «Почтеннейшему Кощею Бессмертному горячо любящий автор. Марта 27 1896 г. Москва».
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/240997/240997_600.jpg)
Собрание Щукина, отражая личные пристрастия владельца, отличалось многогранностью, но основу его составили предметы древнерусской старины. Музей «Российских древностей» быстро получил известность в кругах образованной московской интеллигенции. Его архивом часто пользовались сотрудники журналов «Исторический вестник», «Русский архив» и «Золотое руно». Но особенно полюбили музей русские художники: В.И. Суриков писал на Малой Грузинской этюды, работая над картиной «Степан Разин»; В.А. Серов копировал персидские миниатюры для занавеса дягилевского театра; в разное время музей посещали А.Васнецов, И.Э. Грабарь, В.В. Верещагин. Причину популярности чётко обозначил А.В. Орешников в некрологе П.И. Щукина: «у П.И. любовь к собиранию предметов древности вытекала из чувств более возвышенных, чем чувства спорсмена: он собирал старину, как материал для научных исследований…» Эти же цели преследовали и книги, издаваемые на средства коллекционера. П.И. Щукин многое делал для обнародования своих сокровищ. Им изданы «Опись старинных вещей собрания П.И. Щукина…», «Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П.И. Щукина…», «Сборник старинных бумаг, хранящихся в Музее П.И. Щукина», «Бумаги, относящиеся до Отечественной войны 1812 г.», в 1902-1912 гг. ежегодно выходил «Щукинский сборник», где публиковались архивные материалы. Щедрость Щукина в сочетании с научной скромностью - вот достоинство, в должной мере оценённое современниками. Не замахиваясь на серьёзные научные работы, П.И. Щукин, тем не менее, обладал обширными познаниями и был, по свидетельству А.П. Бахрушина, самым серьёзным собирателем из всех известных, «потому что он не собирает ничего, предварительно не собравши об этом предмете целую библиографию и не изучивши его по книгам».
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/235199/235199_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/234792/234792_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/235401/235401_600.jpg)
Известности музея «Российских древностей» способствовало и тесное сотрудничество Щукина с Историческим музеем, которому коллекционер в 1905 году передал все собранные предметы вместе со зданием. За это Петру Ивановичу был пожалован чин действительного статского советника. Музей Щукина стал официальным отделением Исторического музея, однако до 1912-го, года смерти П.И. Щукина, содержался на средства собирателя. Пётр Иванович любил сам водить посетителей по залам музея. Из его средств выплачивалось и жалование семи сотрудникам: в музее трудились секретарь Е.В. Кудрявцева, сотрудник музея и конторы И.С. Уманский, хранительницы Е.К. и Э.К. Лидлоф и швейцары Е.Косьянов, В.Назаров, Г.Коленов.
П.И. Щукин умер внезапно и скоропостижно от гнойного аппендицита; после его смерти музей перестал существовать как самостоятельное учреждение, а все музейные предметы и накопленные П.И. Щукиным архивы были перевезены в Российский исторический музей, где начались их разборка, создание описей и картотек и распределение по разным отделам. Это немалое богатство - как с материальной, так и с научной точки зрения. Предметы из коллекций П.И. Щукина экспонируются в Историческом музее, а оставленные им архивы, хранящиеся в ОПИ ГИМ, представляют большой интерес для исследователей. В наследие собирателя входят большой комплекс архивов личного происхождения, материалы по истории промышленности и торговли XVIII-XIX вв., фонды по истории землевладения и положения крестьян в России, по истории церкви и монастырей, по истории русской культуры, собрание материалов о войне 1812 г.
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/239405/239405_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/239644/239644_600.jpg)
Список Щукинских фондов в ОПИ ГИМ (на 1992 г.). Приложение к статье Н.В. Горбушиной «П.И. Щукин и его документальная коллекция».
Биография Петра Ивановича Щукина, как и его деятельность, направленная на созидание музея, хорошо известны и изучены. Во многом этому способствовал сам коллекционер, который в конце жизни издал пять выпусков своих воспоминаний. Воспоминания были изданы ограниченным тиражом в 50 экземпляров и предназначались для друзей и знакомых. Отдельные страницы этих мемуаров служат подспорьем для исследователей, изучающих мир коллекционеров конца XIX - начала ХХ веков. Там можно найти сведения о лавочках известных букинистов, о примечательных личностях, с которыми судьба сталкивала Петра Ивановича, о его родне, а также о городах, местах и заведениях, где побывал автор. «Жаль также, - пишет он, например, - что на Мясницкой закрылась Чертковская библиотека; хотя ею можно пользоваться и в настоящее время в историческом музее, но всё же в Москве стало одной общественной библиотекой меньше. Зала для чтения в Чертковской библиотеке была обширная, отлично устроена, и заведовал библиотекой такой дельный человек как Пётр Иванович Бартенев, составивший прекрасный каталог этой библиотеки».
В другом месте своих мемуаров Щукин добавляет ещё пару любопытных подробностей: «С Петром Ивановичем Бартеневым я встретился в первый раз ещё до своего отъезда за границу, в Чертковской библиотеке, когда ходил туда читать «Письмовник» Курганова. По возвращении в Москву я ближе познакомился с этим замечательным человеком, отличающимся приветливостью, живым оригинальным умом, чрезвычайной начитанностью и редкой памятью».
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/238655/238655_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/238961/238961_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/233642/233642_600.jpg)
Экземпляр «Письмовника» Н.Курганова, хранившийся в Чертковской библиотеке. Возможно, именно его читал молодой Щукин.
Сейчас трудно судить, насколько и в каких вопросах Бартенев повлиял на Щукина, однако легко можно вообразить двух Петров Ивановичей, затрагивающих в разговорах темы русской старины или размещения книг в библиотеке. А этот последний вопрос и представляет главный интерес для нас, хранителей Щукинских книг.
О своих наиболее ценных сокровищах Щукин нередко рассказывает сам, в уже упомянутых «Воспоминаниях». Вообще, отсылки к тем или иным книгам часто мелькают в его мемуарах. И французские названия встречаются едва ли не чаще русских. Сказываются юные годы, проведённые за границей, и тот факт, что собирать свою библиотеку П.И. Щукин начал с французских книг. Но вот, например, ценное для нас воспоминание о книгах детства, обрисовывающее круг детского чтения П.И. Щукина:
«Книжки моего детства, которые в особенности остались мне памятны, были: иллюстрированные издания - «Сказка об Иване-царевиче и сером волке», сочинение В.Жуковского, с рисунками Н.Анненкова, изд. М.О. Вольфа, «Робинзон Крузо» и «Стёпка-растрёпка»; «Новый завет» на французском языке (парижское издание 40-х годов, Кюрмера, с гравюрами, резанными на стали), иллюстрированное издание 1843 года того же Кюрмера «Сказок» Перро, «Басни» Крылова с литографированными картинками (издание 1847 г.), «История Наполеона» с прекрасными картинками Horace Vernet, резанными на дереве, иллюстрированная «История Суворова» - Полевого (изд. 1843 г.), «Повести» Марко-Вовчка, с хромолитографированными картинками, исторический роман для детей П.Фурмана «Александр Данилович Меншиков» с литографированными картинками (изд. 1847 г.) и «Приключения маленького барабанщика или Гибель французов в России в 1812 году» (с 8-ю раскрашенными литографированными картинками). Все эти издания стали теперь библиографическими редкостями». Хотелось бы прибавить, что некоторые из них хранятся в фонде ГПИБ и несут на себе штемпель Щукинского музея.
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/235597/235597_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/235941/235941_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/236206/236206_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/236333/236333_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/236731/236731_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/236920/236920_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/237256/237256_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/237356/237356_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/237689/237689_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/237972/237972_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/238212/238212_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/238450/238450_600.jpg)
В книжной коллекции взрослого Щукина исследователи отмечают редкие, старинные и иностранные издания, старопечатные книги и рукописи. Последние, разумеется, остались в собственности Государственного исторического музея. Собирал П.И. Щукин периодические издания XVIII - начала XIX вв., а также коллекционировал карты и атласы. Имелась и краеведческая подборка: книги, относящиеся к московской старине, издания по истории Петербурга и провинциальных русских городов. Сотрудники Исторического музея насчитывают в коллекции Щукина около 1300 томов: помимо древностей и редкостей, туда входили книги по истории, археологии, истории искусств, полемические сочинения старообрядцев XVIII-XIX веков. Много было роскошных французских изданий, большинство из которых библиофильские.
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/233927/233927_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/234156/234156_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/243328/243328_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/243461/243461_600.jpg)
Путь библиотеки П.И. Щукина известен довольно хорошо. Пополняясь и разрастаясь, она при жизни собирателя располагалась в музейном комплексе на Малой Грузинской, где для неё была отведена специальная зала. В описании самого собирателя она выглядела так:
«Сводчатый потолок библиотеки расписан наподобие небесного свода - синей краской с золотыми солнцем и звёздами и серебряным полумесяцем… Стены библиотеки выкрашены в коричневый цвет. В своде пропустили, как это делалось в старину, две железные связи. В углу сложили печку из русских изразцов начала XVIII века, покрытых белой и синей поливой, с изображением людей, зверей, птиц и цветов. Входную дверь в библиотеку навесили дубовую, одностворчатую, глухую; вокруг неё сделали скульптурный наличник светло-кофейного цвета на золотом фоне, подобный наличнику в монастыре Саввы-Сторожевского. Другую дверь из библиотеки, наполовину стеклянную, сделали выходящую на балкон бокового фасада. В четырёх окнах - подоконники из красного итальянского мрамора. Пол постлан паркетный».
В 1905 году библиотека, вместе с другими коллекциями и зданиями, перешла в собственность Исторического музея. А после смерти собирателя, когда экспонаты музея были перевезены в Исторический музей, библиотеку разместили в зале «Г», где уже стояла книжная коллекция И.Е. Забелина. Зал так и назывался - «Забелинским». В 1938 году основная часть Забелинской и Щукинской коллекций попали в фонд ГПИБ, где продолжают стоять под доставшимся нам в наследство шифром «Г». Исторически сложившаяся расстановка позволяет найти в книгохранении книги Щукина, стоящие отдельным массивом, хотя их выделенное хранение нигде и никогда не оговаривалось. Так, некоторые большеформатные издания попали на другие шифры. В отделе редких книг хранится часть масонской коллекции Щукина и ряд зарубежных изданий XVII века. Среди них - 7 эльзевиров.
Владельческие признаки коллекции скромны. Обычно это - штемпель с надписью «Музей П.И. Щукина» на обороте титульного листа. Иногда к штемпелю прибавляется собственноручная надпись «Из книг П.Щукина» вверху титульного листа. Есть в фондах Исторички и несколько автографов П.Щукина на книгах, подаренных им И.Е. Забелину, А.П. Бахрушину, П.П. Боткину.
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/242467/242467_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/242928/242928_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/243180/243180_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/244117/244117_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/241317/241317_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/241534/241534_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/239212/239212_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/241845/241845_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/242070/242070_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/242322/242322_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/234314/234314_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/gpib/61759220/234618/234618_600.jpg)
«Глубокоуважаемому Петру Петровичу Боткину от П.Щукина. Москва 8-го Февраля 1898 г.».
В ХХ век из обширной, богатой и щедрой семьи Щукиных перешагнули немногие. Лишь один из братьев Петра Ивановича, Сергей Щукин, оставил наследников. У Петра Ивановича был только усыновлённый ребёнок его жены, Марии Ивановны Щукиной (Пономарёвой), Георгий Петрович Щукин 1903 г. рождения, который умер во время Великой Отечественной войны. Но в какой-то степени мы все наследуем братьям Щукиным, когда смотрим на собранные ими картины, изучаем музейные экспонаты или берём в библиотеке книгу со скромным штемпелем «Музей П.И. Щукина».
Список использованной литературы:
Горбушина Н.В. История рода и фирмы Щукиных // Исторический музей - энциклопедия отечественной истории и культуры. - М., 2006. - С. 366-380.
2. Горбушина Н.В. П.И. Щукин и его документальная коллекция // Письменные источники в собрании Государственного исторического музея: материалы по истории культуры и науки России. - Ч. 2. - М., 1993. - С. 119-133.
3. Корнеева (Брисова) Н.И. Щукинская коллекция // Сокровищница книги. - Ч. 1. - М., 1988. - С. 104-109.
4. Орешников А.В. П.И. Щукин. Некролог // Голос минувшего. - 1913. - № 1. - С. 279-281.
5. Позина А. Имя его - синоним патриотизма // Этносфера. - 2005. - № 10. - С. 45-47.
6. Полунина Н.М. Дарители, меценаты, покровители Российского Исторического музея. - С. 71-72.
7. Полякова О. Коллекция и музей купца Щукина // Московский журнал. - 1996. - № 9. - С. 55-61.
8. Сухарев И. П.И. Щукин и его признание // Мир музея. - 1997. - № 6. - С. 43-44.
9. Щукин П.И. Воспоминания. Из истории меценатства России. - М., 1997.
10. Любителям русской старины. Великий меценат России П.И. Щукин: [Альбом]. - М., 2005.
11. Экслибрисы и штемпели частных коллекций в фондах Исторической библиотеки. -2-е изд., перераб. и доп. - Вып. 1. - М., 2009. - С. 145-146.
12. Юляков С. Судьбы, отданные будущему. О культурном наследии купцов Щукиных // Центр. - 1993. - № 1-2. - С. 55-60.