О Пятых Чертковских чтениях: частичный обзор

Nov 28, 2016 20:32

Завершилась работа Пятых Чертковских чтений. Как и обещали, отражаем в кратком обзоре ту их часть, на которой нам довелось присутствовать. Это пленарное заседание и работа секции "Книжное собирательство и коллекционирование в России", проходившие 24 ноября в ЦСПИ. Параллельно с работой первой секции проходила работа второй - "Пространство чтения в историческом преломлении" и круглый стол "Научное наследие Истпарта". На этих мероприятиях нам побывать не удалось, хотя круглый стол, по слухам, был ознаменован жаркими дебатами.




Не были мы и на заседании второго дня (25 ноября, круглый стол "Библиотеки в эпоху перемен"), которое проходило в конференц-зале основного здания ГПИБ - а попросту говоря, под отреставрированными сводами палат XVIII века. Так как посадочных мест было мало, мы предпочли оставить их докладчикам. Таким образом, перечислив основные мероприятия Пятых Чертковских чтений, мы сосредоточимся на обзоре того, что видели и слышали 24 ноября, во время первого дня работы конференции.




Пленарное заседание. Во вступительном слове директор библиотеки М.Д. Афанасьев отметил, что Чертковские чтения стали уже традиционным местом встречи библиотекарей, библиофилов и исследователей книжных коллекций, чему в значительной степени поспособствовало наследие А.Д. Черткова. Чтения также всегда предоставляют площадку и историкам, не только потому, что для Исторической библиотеки история является основной сферой интересов, но и потому, что историческая память, историческое сознание, исторические исследования - стержень, на основе которого строятся сегодняшние общественные отношения.

После этой преамбулы началось чтение докладов, первым из которых стал доклад того же Михаила Дмитриевича "Государственная публичная историческая библиотека России на пороге перемен". Вкратце обрисовав историю создания и основные вехи в жизни библиотеки, Михаил Дмитриевич напомнил присутствующим о своей статье десятилетней давности "Историческая библиотека в экстремальной ситуации", в которой отразились приметы тогдашнего состояния Исторички: читательские очереди, ветхость основного здания, необходимость появления новых сервисов. Михаил Дмитриевич сравнил тогдашнее состояние библиотеки с нынешним, обозначив наиболее важные изменения в её работе. Из них, по мнению директора ГПИБ, существенно следующее: библиотека перестала быть первым звеном в цепочке добывания знаний. Современные пользователи всё чаще начинают поиски с интернета, а в библиотеку приходят за проверкой и уточнением полученной информации, либо с такими вопросами, ответ на которые нельзя найти в интернете. В связи с этим можно сказать, что путь развития виртуальных и удалённых услуг, на который ГПИБ встала в нулевые годы, всецело оправдывает себя. И доля этих услуг в общем перечне сервисов библиотеки продолжает увеличиваться.




Но самая животрепещущая тема, поднятая М.А. Афанасьевым, касалась возвращения читателей в старое здание. Конец реконструкции близится, скоро старое здание откроется для читателей и, по признанию директора ГПИБ, это рождает неуютное чувство тревоги. Тревога вызвана вопросами: насколько комфортными покажутся читателям новые интерьеры, вернутся ли в библиотеку старые читатели? Особенностью Исторички всегда был сложившийся круг постоянных читателей, которые ходили в библиотеку годами и даже десятилетиями. Что их ждёт? Михаил Дмитриевич перечислил основные моменты, связанные с возвращением в старое здание. Таким образом, нам представилась долгожданная возможность поделиться с нашими читателями информацией из первых рук. Обрадуем специалистов: система научных залов останется. Но если раньше библиотека присваивала своим читателям категории, согласно которым они и распределялись по залам, отныне такой строгой сортировки не будет. Читатель может сидеть там, где ему удобно: в общем зале или в научном. Библиотека, со своей стороны, собирается работать над тем, чтобы читателю было комфортно в её стенах. В прежние времена, отметил директор, читатели входили в библиотеку как в храм; сейчас эта парадигма изменилась и выглядит архаичной. Также в стенах ГПИБ появится новое подразделение - Кабинет биографики. Его задача двоякая: предоставление биографических сведений о персоналиях и помощь в генеалогическом поиске. Это сознательный шаг в сторону специализации, вызванный тем, что библиотека перестала быть первым звеном в цепочке получения информации. Будут развиваться и удалённые сервисы ГПИБ.

Вторым докладчиком стал Шапошников Кирилл Александрович с темой "Иван Никанорович Розанов (1874-1959) - первый историограф Исторической библиотеки. По архивным материалам". Выбор темы определила публикация исторического очерка И.Н. Розанова "Как создавалась Государственная библиотека при Историческом музее": книга вышла совсем недавно в издательстве ГПИБ тиражом 200 экз. Издание осуществлено по машинописной копии труда, все эти годы хранившейся в отделе редких книг ГПИБ. Докладчик изложил биографию И.Н. Розанова, сосредоточившись на малоизвестной её части - на связях учёного с Историческим музеем и Исторической библиотекой. Ценность опубликованного очерка заключается в том, что И.Н. Розанов стал, по сути, первым историографом ГПИБ. Многие сведения о книжных коллекциях были получены им не только из архивных, документальных источников, но и при опросе старожилов Исторического музея. Публикация очерка сопровождается подробными комментариями и рядом дополнительных документов, что также увеличивает её ценность. Во всяком случае, мы её уже активно используем:)

Третий докладчик, Бакун Дмитрий Николаевич, обратил внимание присутствующих на то, какие сведения о Чертковской библиотеке и ГПИБ доступны широкому кругу публики. Его доклад "Чертковская и Историческая библиотека в "Российской исторической энциклопедии" (неожиданные сенсации)" вызвал весёлое оживление у слушателей, поскольку зачитанная им статья из "Российской исторической энциклопедии", касающаяся Чертковской библиотеки, содержит ряд неточностей и вообще довольно поверхностна (кстати говоря, статья доступна в онлайне на сайте "Олма Медиа"). Смех смехом, а создателям "Российской исторической энциклопедии", по мнению участников конференции, следовало бы тщательнее проверять свои материалы. В связи с этим присутствующие припомнили, как создавалась "Библиотечная энциклопедия". Статьи из неё были разосланы для проверки в разные страны мира и по всем региональным библиотекам, которые в энциклопедии упоминались. Это позволило авторам статей избежать многих ошибок.

Последним докладом на пленарном заседнии стало выступление Cапегиной Валентины Анатольевны из Севастопольской морской библиотеки имени адмирала М.П. Лазарева ("Севастопольская Морская библиотека в истории города и флота"). Перед слушателями развернулись страницы непростой истории библиотеки. Созданная на частные пожертвования морских офицеров, она дважды горела и неоднократно уезжала в эвакуацию, однако продолжала существовать. Невероятно интересная история Севастопольской Морской библиотеки тесно переплетена с историей города. Сознавая это, сотрудники библиотеки сейчас активно участвуют в жизни родного города, сделав своё учреждение площадкой для местных краеведов и историков.

После короткого перерыва на кофе и чай собравшиеся разделились на две секции, работавшие параллельно в разных залах. Секция "Книжное собирательство и коллекционирование в России" собрала немало интересных выступлений.

Струкова Елена Николаевна, заведующая ЦСПИ, зачитала доклад "Структура научной библиотеки ИМЭЛ: Проект В.А. Штейна (1893-1938)". Василий Александрович Штейн был крупнейшим специалистом в области библиотечного дела в Советском Союзе, занимал должность заместителя заведующего библиотекой ИМЭЛ. В центре сообщения оказался разработанный Штейном проект научной библиотеки. Претерпев с 1930-х годов некоторые изменения, этот проект в целом продолжает реализовываться до сих пор - на базе Центра социально-политической истории.

Следующие два доклада также были связаны с фондами ЦСПИ. Новиченко Ирина Юрьевна ("Коллекция мазаринад в ЦСПИ как источник по истории Фронды") поделилась своими соображениями по поводу перспектив, которые открываются перед ЦСПИ и ГПИБ в связи с обнаружением этого документального источника. Мазаринадами в сложившейся исторической традиции принято называть печатные документы, содержавшие критику в адрес королевского министра Мазарини (в последнее время к ним присоединяют и апологетику Мазарини), или, более широко, критику существующего во Франции политического строя. Эти документы разнообразны по форме, к ним относят и летучие издания, и брошюры, и книги. Объединяет их в первую очередь содержание. Мазаринады не являются редкостью в странах Европы, разные библиотеки имеют коллекции мазаринад разной степени полноты и охвата. Однако, что касается российских библиотек, неполными коллекциями располагают только РНБ и РГБ. Обнаружение такого важного источника в фондах нашего филиала открывает перед Исторической библиотекой заманчивые перспективы: существует международное содружество библиотек, владеющих мазаринадами, к которому теперь могут присоединиться ЦСПИ и ГПИБ. Разумеется, для этого надо, чтобы коллекция было подробно и хорошо описана.

В Центре социально-политической истории охотно ведут работу не только с документами, но и со студентами, приезжающими на стажировку. Докладчица Ашу Софи из парижской Национальной школы хартий ("Коллекция периода великой французской революции в Государственной публичной исторической библиотеке России") изложила результаты своей работы с документами из наших фондов. Доклад читался на французском языке с параллельным переводом на русский.

Мария Всеволодовна Катагощина из Государственного исторического музея подвела слушателей ближе к библиофильской теме, рассказав об источниках по истории книжной торговли и библиофильства, имеющихся в фонде П.К. Симони ("Мир московских книжников и коллекционеров XIX - начала ХХ века в документальном наследии П.К. Симони (по материалам ОПИ ГИМ)").

Многолетний участник чтений Быков Владимир Николаевич, исследователь состава Московской городской думы и один из авторов соответствующего словаря, показал, что среди гласных думы было много библиофилов-интеллектуалов. Впечатляющий перечень фамилий, из которых одни были хорошо знакомы, а другие оказались сюрпризом, прозвучал в докладе "Социальная стратификация интеллектуалов в московской Думе: Библиофилы, преподаватели вузов и гимназий в составе гласных (1863-1918 гг.)".

После обеда участники секции переместились в другой зал, и чтение докладов продолжилось. Давыдова Разиля Халитовна из Научной библиотеки МГОМЗ рассказала о нескольких книгах с пометами, которые попали в библиотеку из Николо-Угрешского монастыря ("Сiя книга пожертвована… Книги с пометами Николо-Угрешского монастыря").

Виктория Олеговна Мирошниченко представляла на чтениях Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический». Её доклад назывался "Николай Иванович Перовский - таврический генерал-губернатор, хранитель древностей Тавриды". Рекомендуем обратить внимание на статью с таким названием, которая, вероятно, войдёт в сборник по итогам чтений. В ней должно содержаться много сведений о членах семьи Перовских и их именитых родичах Разумовских - причём сведения основаны на материалах личного архива Перовских. Сохранился он в доме-музее Софьи Перовской, известной народоволки, отцом которой и был главный герой доклада.

Постоянная гостья наших чтений, Архипцева Елена Викторовна из Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, год за годом продолжает углублённое изучение наследия К.Э. Циолковского. В этом году Елена Викторовна сосредоточилась на следующей теме: "Книги и журналы по авиации в Личной библиотеке К.Э. Циолковского: характеристика состава и содержания". Анализировалось одновременно содержание печатных документов и реакция на них владельца, выражавшаяся в пометах и отчёркиваниях, оставленных знаменитым учёным. Как видно из доклада, К.Э. Циолковский часто проверял чужие расчёты, дополняя их собственными, сделанными прямо на полях книг и журналов. Из отчёркиваний и выделений можно понять, какие аспекты воздухоплавания больше всего интересовали учёного. Анализ содержания выявил много терминов, касающихся воздухоплавания, лишь часть из которых вошла в привычный обиход. По содержанию книг и статей можно также составить понятие о популярных инфоповодах, волновавших прессу и исследователей.




Естественнонаучная тематика получила развитие в докладе Ткачевой Екатерины Васильевны из Библиотеки по естественным наукам РАН ("Частная книжная коллекция академика Н.В. Цицина (1898-1980 гг.) в отделе БЕН РАН в ГБС РАН"). Героем доклада стал первый директор и основатель Главного ботанического сада академик Николай Васильевич Цицин. Часть его коллекции была после смерти учёного передана Научной библиотеке ГБС, где хранится отдельно от остальных изданий.

Последующие выступления снова вернули слушателей к теме библиофильства. Дернова-Пигарева Ольга Игоревна в докладе "Библиофильство как семейный проект: на примере библиотеки Н.П. и В.Н. Рогожиных (по фондам ГПИБ и материалам ОПИ ГИМ)" попыталась показать особенности библиотеки, которую собирают два человека, связанных узами родства и общими устремлениями, - отец и сын Рогожины. При сходстве интересов цели собирательства у Н.П. и В.Н. Рогожиных были разными; разным было и отношение к накопленным книжным сокровищам.

Галина Андреевна Тимощенкова из Российской государственной библиотеки выступила с докладом "Опера Никола-Мари Далейрака в отражении отечественного рукописного фонда РГБ и в культурно-историческом контексте России первой половины XIX в.". Это сочинение хранилось в отделе рукописей РГБ и было атрибутировано сотрудниками отдела по водяным знакам на бумаге. Опера достаточно поздно пришла в Россию, что было связано с Отечественной войной 1812 года. Это единственная полная версия рукописной партитуры оперы, выполненная в России в связи со своей первой постановкой на сцене.




Шульгина Эмилия Васильевна из Государственного исторического музея рассказала о гербовнике, который хранился в собрании рукописей А.Д. Черткова ("Гербовник 70-80 гг. XVIII в. из собрания рукописей А.Д. Черткова"). Большим достоинством доклада стали многочисленные иллюстрации - изображения старых и новых гербов с рукописными пояснениями к каждому.

Последние два доклада касались разных подразделений РАН. Людмила Васильевна Юрченкова из Института научной информации по общественным наукам РАН в своём выступлении подытожила ситуацию, сложившуюся за последние годы вокруг библиотеки ИНИОН ("Славное прошлое, трудное настоящее и неясное будущее Фундаментальной Библиотеки ИНИОН РАН"). Вера Ивановна Рябова из Библиотеки по естественным наукам РАН рассказала о некоторых изданиях из отдела редких книг БЕН РАН ("Справочная и учебная литература в редких книгах БЕН РАН"). Редкие книги были выделены из фондов БЕН РАН сравнительно недавно, в 2015 году, и с этих пор целенаправленно изучаются.

По итогам конференции, как всегда, планируется издать сборник научных трудов; будут опубликованы и расшифрованные стенограммы круглых столов.

ЦСПИ, Чертковские чтения, директор

Previous post Next post
Up