Долина Западного Маныча в пределах Ростовской области протянулась от границы с республикой Калмыкия до впадения реки Маныч в Дон. В далекие времена по этой долине походил морской пролив, соединявший Каспийский бассейн с Азово-черноморским. О времени существования этого пролива среди географов есть разногласия: одни считают, что он исчез десятки тысяч дет назад, другие доказывают, что именно по этому проливу могли плавать корабли древних греков, и что мифу об аргонавтах соответствовали реальные путешествия из Понта (Черного моря) через Меотийское болото (Азовское море) и далее - по широкому и бурному проливу в Каспий, к берегам Ленкоранской низменности.
Изменения климата ведут к прогрессирующему иссушению рассматриваемого региона. К началу ХХ века в долине Западного Маныча сохранилась лишь цепь соленых озер и лиманов. Сама река Маныч представляла собой медленно текущий солоновато-водный водоем. Дно некогда широкого (до 50 км) пролива стало долиной в сухой степи.
Самый крупный водоем долины Маныча - озеро Маныч-Гудило. Это - одно из самых длинных озер Европы, протянувшееся почти на 200 км. После гидротехнических трансформаций оно превратилось в восточный отсек Пролетарского водохранилища. Соленость воды достигает показателя 35-4000 (промилле) что более чем вдвое превышает соленость Черного моря.
Интересная особенность береговой линии озера - высокие глинистые обрывы, протянувшиеся по северному берегу на многие десятки километров. Обрывы, высотой до 10-15 метров представляют собой элементы вертикально расчлененного рельефа среди обширной равнины. В них охотно устраивают норы лисицы, гнездятся филины, каменки, сизоворонки, ласточки береговушки.
В долине Маныча обитает два вида лис: обыкновенная лисица и корсак. Первый вид - самый массовый хищник. Второй, как редкий, внесен в Красную книгу Ростовской области и Красную книгу МСОП. Оба вида зоологи относят к миофагам - хищникам, в рационе которых важное место занимают мышевидные грызуны. Именно численность грызунов определяет обилие лисиц в степи.
Обыкновенная лисица встречается повсеместно. В течение ряда лет численность ее держится на высоком уровне. Особенно многочисленны эти хищники весной и в начале лета, во время выхода из нор лисят. Молодые неопытные звери попадаются на глаза постоянно. А месяцы июнь и июль на дорогах долины Маныча можно назвать месяцами «давленых лисят, грачей и ежей». Ежегодно под колесами автотранспорта гибнут сотни этих зверей и птиц.
Лисицы обитают буквально в любых условиях. Но есть наиболее предпочитаемые места устройства нор и дневных лежек. Норы особенно охотно роются в рыхлых грунтах и неровностях рельефа.
Так как в 70 - 90-е годы прошлого века описываемый регион был ареной очень интенсивного скотоводства, современные «неровности рельефа» часто представляют собой задернованные кучи навоза у ныне не существующих животноводческих точек, места былого расположения жилых и хозяйственных построек, подвалы, заброшенные или мало используемые карьеры и т.д. Понятно, что грунт в таких местах более рыхлый и в нем удобнее рыть норы, чем среди ровной степи с суглинистой почвой.
Естественные неровности - береговые валы древнего Манычского пролива, представляющие собой цепь довольно высоких поднятий, расчлененных промоинами (иногда эти поднятия отождествляют с Бэровскими буграми). Под покровом современной почвы в таких местах развиты мощные слои песка, нанесенного древними потоками вод от таявшего ледникового щита Европы.
И, конечно, одним из излюбленных мест устройства нор являются береговые обрывы озера Маныч-Гудило. В зимнее время эти обрывы служат убежищами от изнуряющих степных ветров, а на глинистых осыпях крутой угол падения солнечных лучей образует пригревы, на которых среди бурьянистой растительности лисы любят отдыхать днем.
Корсаки действительно редки. Норы этих зверьков автор встречал на ровных участках степи, или вблизи соленых водотоков. Возможно, одной из причин малой численности вида является обилие обыкновенной лисицы. Кормовой рацион обоих видов очень сходен, что вызывает пищевую конкуренцию. Кроме того, мелкие корсаки (размер взрослого животного вдвое меньше зайца) могут просто выедаться более крупным конкурентом. Особенно большую опасность лисы могут представлять для неопытного молодняка корсаков.
Питание лисиц анализировалось автором по собранным порциям помета и пищевым остаткам у выводковых нор. В нем наблюдается хорошо выраженная сезонность. Так, в зимнее и ранне-весеннее время основу рациона составляют полевки. Численность наиболее массового вид этих грызунов - общественной полевки - в течение многих лет держится на высоком уровне, временами давая «вспышки» во время которых эти зверьки потребляют огромное количество растительных кормов. По литературным данным, в такие годы ими может уничтожаться более половины растительной продукции, производимой степью.
Во время выкармливания лисят взрослые звери активно охотятся на зайцев. Почти у каждой выводковой норы в мае - начале июня можно найти два - три черепа и кости этих зверьков. Наибольший урон в этот сезон лисы наносят птицеводству. Перья и кости кур, уток (большей частью - шипящих «индоуток») - так же обычны у нор.
Вблизи пресноводных водоемов с развитой жесткой растительностью нередки находки у нор остатков ондатр (как например у охот. станции «Удачная» в Пролетарском районе), а поблизости от гнездовых колоний грачей - перья и кости слетков этих птиц.
С середины июня в степях становятся массовыми насекомые отряда прямокрылых - кузнечики и саранча. С этого времени до октября включительно остатки хитинового покрова и своеобразных ног этих насекомых - почти непременная составная часть лисьего помета. Единично встречаются фрагменты ящериц и змей.
Высокая численность лисы - одного из основных природных резервуаров вируса бешенства - не раз приводила к объявлению территории долины Маныча неблагоприятной по этой особо опасной инфекции. Еще одним из обычных заболеваний лис является чесотка. Лисы с высокой степенью поражения этим заболеванием не редкость вблизи сельских свалок и скотомогильников.
Об этих объектах необходимо сказать подробнее. Как показательный пример можно рассмотреть свалку у поселка Волочаевский Орловского района. Свалка эта представляет собой ровную площадку на северо-западной окраине села, на которую вывозятся все твердые отходы жизнедеятельности его обитателей. В том числе - навоз с личных подворий и павшие домашние животные. Яма скотомогильника всегда открыта и доступна для бродячих собак, кошек, лисиц, ворон, сорок и чаек. Прямо в этой яме, среди зловонных трупов коров и овец, выводят щенков бродячие собаки.
Постоянные посетители этой свалки - лисы. Причем именно на свалке наиболее часто встречаются звери с сильным поражением чесоткой. В январе 2011 года за один день на свалке было встречено две зараженных лисы. В этот же день здесь наблюдались три домашние кошки, собака со щенком, устроившая логово на скотомогильнике, а так же птицы. Из птиц на с валке учтено более 300 домовых воробьев, 200 скворцов, 200 грачей, 150 сизых голубей, 50 сорок, столько же кольчатых горлиц и 12 хохлатых жаворонков.
Все это «биоразнообразие» время от времени с шумом поднималось в воздух. Стаи птиц перелетали в поселок, где рассаживались по деревьям, заборам дворов, расхаживали по пешеходным дорожкам.
Кошки после посещения свалки так же возвращались в свои дома. Таким путем могут беспрепятственно доставляться непосредственно к жилью человека возбудители многих инфекционных заболеваний.
А с нечистотами, вывозимыми с подворий волочаевцев, вполне могут доставляться в природу возбудители зоонозов, общих для домашних и диких животных, включая вирус африканской чумы свиней (АЧС).
Свалка этого поселка не является чем-то исключительным. Скорее - это собирательный образ свалок вокруг сотен и тысяч поселков Юга России. Да и не только Юга. Чего стоят в таких условиях усилия по «депопуляции» дикого кабана, как распространителя вируса АЧС?!
Вернемся к лисам. Местные охотники всегда на них охотились. Причем условия манычской долины породили своеобразный прием добычи лисиц - охоту «на кручах». Охота эта производится так: один, или два стрелка идут по краю береговых обрывов озера Маныч-Гудило. С некоторым отставанием от них вдоль берега под обрывами движутся загонщики. Лисы, спугнутые ими, бегут вперед, и попадают под выстрелы. Таким образом, за день охоты нередко добывается более 10 зверей.
Охотятся так же с гончими собаками как коллективно, так и индивидуально, с подхода, из засидки, с борзыми и норными собаками. Некоторое время назад, в связи с отсутствием спроса на лисьи шкуры, охота была менее интенсивной. Это вызвало рост численности зверей. В последние годы степные поселки объезжают скупщики пушнины, дающие по 500-600 рублей за шкуру. При высокой численности лис это стимулирует активность охоты на них. Некоторые охотники добывают за сезон 50-60 и более лисиц.
Тем не менее, лисы остаются самыми многочисленными наземными хищниками степей. В весеннее время при невысокой траве с холма, или берегового обрыва нередко можно одновременно видеть 2-3 охотящихся зверя.
Своеобразным «рефугиумом», т. е. местом безопасного переживания для лисиц служит остров Водный, входящий в состав Островного участка заповедника «Ростовский». Так как островная степь не используется в хозяйственной деятельности, и охота здесь запрещена, население лисиц острова достаточно многочисленно. Во время пиков численности общественной полевки наблюдались выводки лисиц прямо на поверхности, без устройства нор. Норы так же многочисленны в береговых обрывах и понижениях рельефа.
На острове в начале 2000-х годов встречались больные лисицы с измененным поведением, совершенно не боявшиеся людей. Не раз находились павшие животные. Дополнительным кормом для островных лис служат трупы лошадей, вольно обитающих в заповеднике. В годы массового падежа лошадей (2008 и 2010) на многих конских трупах лисы оставляли метки в виде кучек помета.
Корсак, как редкий зверек, охотничьего значения не имеет. В отличие от обыкновенной лисицы, молодые звери этого вида необычайно доверчивы к человеку. Так, щенки из найденной весной 2011 года норы неоднократно позволяли подходить к себе на расстояние нескольких шагов, не проявляя при этом признаков беспокойства. Зверьков фотографировали и снимали на видео в течение более чем получаса.
Массовость лисиц не сказывается отрицательно на численности серой куропатки и зайца русака. Вероятно, это связано с достаточностью основного корма - общественной полевки. При обилии этого вида охота на него становится основным занятием лисиц, при этом другие объекты (кроме массовых в летне-осенний период прямокрылых) добываются лишь «попутно».
А.Д. Липкович
Заместитель директора по научной работе
государственного природного биосферного заповедника «Ростовский»
кандидат биологических наук