Jun 10, 2010 20:59
Киев всегда привлекал массу туристов своими историческими местами, золотыми куполами, парками и другого типа достопримечательностями. Но мало кто даже из коренных киевлян знает о подземном Киеве (который, кстати, выходит далеко за пределы пещер Лавры). Большая часть киевского подземелья до сих пор не изучена как следует. Все чаще исследованием подземного мира занимаются диггеры. Немалую ценность для них представляет и объект, о котором пойдет речь в данной статье - тоннеле под Днепром.
Идея постройки двух тоннелей под Днепром появилась еще задолго до войны. Планировалось построить тоннель-переправу, через которую, на случай уничтожения киевских мостов, можно было бы перекидывать поезда в обоих направлениях, а в случае перестановки рельсов и тяжелую военную технику. Первый из них - Северный - должен был начаться на Оболони и закончиться где-то в районе Выгуровщины. По некоторым данным, его даже и не начинали строить (единственное документальное подтверждение существования этого тоннеля - оболнская «Подводная лодка», которая представляет собой не что иное, как тоннельный кессон). Существование Южного тоннеля подтверждает оголовок на Осокорках и «труба» на Жуковом острове.
К 1936 году уже был готов проект, а строительство начали через два года. На стройку были привлечены инженерные войска Красной Армии, а также добровольцы, прошедшие строжайшую проверку. Естественно, что проект сразу наградили статусом «Строительства №1» и закрыли грифом «совершенно секретно». Не смотря на то, что задействовано было от 12 до 20 тыс. человек, о тоннелях никто не узнал. Ответственным за сооружения тоннелей Сталин назначил Никиту Хрущева, ранее отвечавшего за постройку московского метро; имевшего опыт в «тоннельных делах».
Строительство было разделено на несколько секций (титулов); для комфорта рабочих была сооружена целая инфраструктура: бараки, столовые, клубы… Сооружение велось тоннельно-кессоным методом с применением проходческого щита. Работать приходилось на глубине, при высоком давлении, в условиях повышенного риска. Прежде чем приступить к работе, строители полтора часа проводили в барокамере, во избежание кессонной болезни. Смена же на таком строительстве длилась не более шести часов.
Так и строили эвакуационный тоннель под Днепром. И даже, когда началась война, работы продолжались. Строительство «Объекта №1» было законсервировано только тогда, когда было уже понятно, что предстоит сдать Киев немцам. Было прорыто около километра тоннеля. После войны работы над тоннелем должны были восстановить, но забраковали проект, посчитав его нецелесообразным (конечно, ведь уже была изобретена атомная бомба). Чуть позже некоторые фрагменты тюбингов были использованы для построения станций метро «Вокзальная» и «Политехнический институт». Относительно недавно городские власти хотели достроить тоннель и использовать для разгрузки киевских мостов, но, видимо денег не хватило…
Сегодня, прогуливаясь по оболонскому урочищу Наталка, сложно не заметить громадный железобетонный тюбинг, именуемый местными жителями «подводной лодкой», «паровозом» или просто «трубой». Да, именно из таких «кусочков» и строили переправу. А на Жуковом острове можно наткнуться на не менее интересную находку: девяностометровая «дамба», которая является ничем иным, как наземной частью тоннеля (некоторые говорят, что там «похоронен» бронепоезд), там же находится и затопленный водой вход. Подобные конструкции также можно заметить близ Осокорков и села Пирогов.
Много тайн скрывает в себе «Объект №1»: действительно ли там спрятан бронепоезд, подлежит ли конструкция восстановлению и дальнейшей эксплуатации, почему о строительстве почти ничего не известно, если там работало так много людей? Можно задать еще бесконечное число вопросов, ответы на которые являются загадкой. Многие из этих загадок нам еще предстоит разгадать экспертам и ребятам-диггерам, которые все чаще появляются в той местности. Одно можно сказать наверняка: в наше время гриф «совершенно секретно» не скроет правды от тех, кого она интересует.
тоннель,
СССР,
тоннели,
тайны,
Украина,
Україна,
Киев,
Сталин