Вот и ты, загадочный остров, на который я 2 года мечтал вернуться. Остров где ночуют туманы Японского моря, набираясь сил перед тем как нахлынуть на Владивосток. Остров потерянного золота и райски счастливых оленей, остров волнующих воображение маяков, остров забытых пушек и тёмных глубоких манящих запахом тайны подземелий.
Бухта Наездник встретила нас неприветливо. Волна мешала причалить, поэтому решено было обойти мыс Елагина, на котором установлен великолепной красоты маяк, ради которого ехали сюда в первый раз, и встать в бухте Юго-Восточной за мысом Пальчатый.
Уютно расположившись с палатками в бухте и слегка перекусив, люди разбрелись гулять по острову. Мы тоже собрали рюкзаки и двинули на задворки острова.
![](http://cs618828.vk.me/v618828042/7c8f/g2KZ-Cadrm0.jpg)
О тех, кто был здесь до нас
Первыми известными мне людьми на острове были китайские манзы. Они называли остров «Лефу», - что можно перевести на русский как «Добычливый», - собирали на побережье морскую капусту и мыли золото. В 1855 году остров получил более интересное название «Termination», в честь окончания гидрографических съемок побережья англичанами. Спустя 3 года после англичан приплыли русские, и окрестили остров «Маячным», так как место само просилось под маяк. Однако спустя несколько лет проводившая в 1862-1863 годах более подробное гидрографическое исследования экспедиция Бабкина посчитала, что название острова «Маячный», где в то время не только не было никакого маяка, но даже и не предвиделось, может ввести в заблуждение моряков, и переименовала остров по названию пролива, который в свою очередь был назван в честь одного из первых русских винтовых фрегатов - «Аскольд»! (
У этого судна, кстати, своя горемычная история)
О золоте, войне и оленях
Долгое время остров посещали только ловцы морской капусты, но все переменилось в 1867 году - нашли золото, со всеми сопутствующими «лихорадочными» последствиями. . О существовании в Уссурийском крае залежей желтого металла китайцы узнали гораздо раньше русских и, привлеченные слухами о внезапно открывшихся несметных богатствах, сюда устремились толпы китайских старателей, а так же шайки
«хунхузов», привлеченные жаждой наживы.
![](http://cs618828.vk.me/v618828042/7bc2/p6wHQJHXhZE.jpg)
Несмотря на то, что наплыв китайцев продолжался все лето 1867 г., русские долгое время ничего не знали о прииске на редко посещавшемся острове. Первыми о происходящем услышали на посту в заливе Святой Ольги. Как раз в этот момент в гавань зашла 300-тонная военная шхуна “Алеут”, занимавшаяся снабжением прибрежных постов края. По пути во Владивосток её командир, лейтенант А.А. Этолин решил выяснить обстановку на Аскольде.
Тёплым сентябрьским днем, подойдя к острову, русские моряки застали там лихорадочную деятельность «манз», промывавших золото. Высадившись на берег с 15 матросами, командир шхуны насчитал там до 500 китайских старателей и конфисковал у них около 5 фунтов золота. По требованию Этолина китайцы нехотя прекратили работы, однако покидать остров отнюдь не спешили. Было ясно, что промывка возобновится сразу же после того, как мачты шхуны исчезнут за горизонтом. Не теряя времени, командир «Алеута» отправился во Владивосток и затребовал у местного постового начальника вооруженный караул для Аскольда. Уже через 3 дня высаженный с «Алеута» десант очистил остров от старателей. Но не надолго.
![](http://cs618828.vk.me/v618828042/7bb8/lSC9IzQfldA.jpg)
Спустя несколько месяцев «Алеут» вновь подошел к берегам Аскольда, но картина, представшая перед глазами команды, ничем не отличалась от той, что они видели в сентябре минувшего года. При попытке высадиться на остров, капитан с моряками попали в засаду и потеряли несколько человек убитыми. Не оставалось сомнений, что китайцы вступили в сговор с хунхузами и решили сопротивляться русским властям силой.
С этого момента развязалась настоящая война. «Алеут», послав за подкреплением, блокировал хунхузов на Аскольде, уничтожая все китайские джонки. Китайцы поднялись на материке, напав тысячей человек на русский аванпост из 25 человек в заливе Стрелок. Волнения перекинулись с Аскольда на материк.
Несмотря на все усилия русских, хунхузам всёже удалось сбежать с острова на связанных деревянных плотах, в то время как «Алеут» вернулся во Владивосток. Воссоединения «манзовских» сил с материком сразу же ознаменовалось сожжением деревни Шкотово. Не успевшие уйти в тайгу обитатели деревни были безжалостно вырезаны хунхузами. Сжигая и вырезая все и всех, встречавшихся им на пути разбойники разрушительной волной прошли по краю, устремившись в глубину Китая. Сожгли несколько деревень, включая Никольское, - будующий город Уссурийск. Несмотря на то, что для подавления беспорядков были мобилизованы все военные силы Приморья, хунхузам не только удалось уйти на китайскую территорию, но и вывезти 10 возов награбленного добра. Эти события, и дальнейшее преследование хунхузов получили название
“Манзовская война”.
А что изменилось на Аскольде? Да ничего. Возможностей разрабатывать месторождения золота у русских в то время не было. Спустя 5 лет корвет «Витязь» зашел в бухту Наездник на остров Аскольд, и насчитал до 1000 старателей-манз, занятых все тем же промыслом золота. Руководство области, обеспокоенное таким положением вещей, поспешило отдать право на разработку островного золота купцу И.И. Кустеру.
![](http://cs618828.vk.me/v618828042/7baf/jDb3rac4QpM.jpg)
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/94/Mikhail_Yankovskiy_1909.jpg/200px-Mikhail_Yankovskiy_1909.jpg)
Новый владелец начал с того, что отправил на остров охрану и назначил управляющего прииском. Им стал человек, весьма известный в истории Приморья. 34-лений уроженец царства Польского
Михаил Янковский был сослан в Сибирь за участие в восстании 1863 г. Водворенный на поселение бывший дворянин не пал духом и занялся чисто сибирским бизнесом - добычей золота. Михаилу Янковскому удалось раз и навсегда очистить Аскольд от старателей-хищников и их «краснобородых» друзей. Разбойников, скрывавшихся в бараках приискового поселка, начальнику удалось выявить благодаря подсказке старшин рабочих артелей: руки хунхузов, не знакомых с киркой и заступом, не знали трудовых мозолей…
Оказавшись на Аскольде, Яковский не только быстро наладил работу прииска, но и завез на остров небольшое стадо пятнистых оленей. Быстро обжившиеся животные стали еще одним сокровищем Аскольда, обеспечив острову славу первого в мире оленьего питомника. За 10 лет поголовье оленей выросло до 3000 голов! Олени и по сей день в изобилии водятся на острове. Михаил Иванович организовал охотничее сообщество, и передал питомник в их руки, с условием заботы о благополучии стада.
Янковские - это вообще одна из тех фамилий, которые навеки вытесанны в граните Приморской истории. У этой семьи была сложная и трагическая, но увлекательная история, связанная с нашим краем, о которой написано несколько книг и снят документальный фильм в рамках цикла «Дальневосточный исход».
Всем рекомендую посмотреть!
До перестройки на острове проводились геологоразведочные работы. Было разведано Аскольдовское месторождение коренного золота, площадью 1,63 км². Запасы по категории С1 определены в 250 кг золота, прогнозные ресурсы - 9 т. Несмотря на то, что мы располагали старой картой золотоносных приисков, найти золото нам не удалось. Хотя закрыть глаза на прагматичных критиков, и подключить немного романтики, то возможно вот такие частицы, найденые на одном из участков прииска, можно засчитать для себя личной галочкой «нашел золото», хотя скорее всего это слюда:
О маяке
Остров является отличным ориентиром для судов, идущих к Владивостоку с юга и юго-востока. Имея значительную высоту, он как естественный маяк появляется по курсу судна, когда оно, пройдя мыс Поворотный, берёт курс к Босфору Восточному. Когда в 1873 году Сибирская военная флотилия была перебазирована из Николаевска-на-Амуре во Владивосток, судоходство в заливе Петра Великого заметно оживилось, и остров, лежащий на морском пути в развивающийся порт, требовал скорейшего навигационного ограждения. Ни одно судно, идущее в порт с востока, не могло миновать остров Аскольд.
В 1879 году было начато строительство капитального маяка! Строительные работы начали с возведения пристани, бараков для рабочих и прокладки «винтовой» дороги вокруг горы. На месте брали только глину и бутовый камень, а всё остальное пришлось завозить из Владивостока. Башню маяка высотой 8.4 м от основания построили из кирпича, служебные и жилые здания - из местного бутового камня. Преломляющий светооптический аппарат был закуплен в Англии на заводе братьев Чанс. Через 2 года 29 сентября 1881 г. маяк начал освещение. Башня красного цвета, огонь белый с проблесками через 1 минуту: при испытаниях дальность видимости составила 35 миль.
Несмотря на то, что башня маяка была кирпичной, она не простояла и 50 лет. Суровый климат сделал свое дело - уже в начале XX века стены башни стали трескаться и крошиться. Периодические капитальные ремонты мало помогали и в 1917 году маяк был перестроен. Его внешний вид сохранился до настоящего времени: белая восьмигранная каменная башня высотой 8м у белого одноэтажного здания. В металлическом фонарном сооружении с медным куполом был установлен диоптрический светооптический аппарат с лампой системы Чанса.
В предвоенные годы техническое оснащение маяка совершенствовалось, и в 1940 году приказом начальника Гидрографической службы ТОФ он был отнесен к маякам первого разряда. В годы Великой Отечественной войны и войны с Японией маяк надежно обеспечивал плавание наших кораблей.
В таком виде маяк просуществовал до середины тридцатых годов. Потом к верхнему зданию технических служб пристроили бетонную пристройку и там разместился временный наблюдательный пункт артиллерийской батареи. Позже на крыше этого пункта установили новую башню нового маяка, а нижнее здание маяка вывели из эксплуатации. Видимо походы по сумасшедшим серпантинам давались не легко.
В свое время строительство маячного комплекса обошлось казне в 168 824 руб. В наше время на содержание маяка выделяется примерно 9 000 000рублей в год. Маяк является действующей воинской частью Гидрографической службы Тихоокеанского флота России.
Долгих семь лет главный фонарь с дальностью видимости 20 миль не работал, вместо него на сооруженной из аккумуляторов «табуретке» стоял временный дублер с дальностью видимости всего 5 миль. Все это питалось, заряжалось от маленького китайского электрогенератора, небольшого ветряка и солнечных батарей. Сегодня же линия питания прокинута к дому маячников, основной фонарь работает..
Моряки придумали много красивых слов, чтобы выразить свою любовь и признательность к маякам, установленным на берегах всех морей земного шара. В прошлом маяки называли святынями морей. Сколько кораблей и человеческих жизней спасли сигналы маяков в штормовые темные ночи и туманные дни - не счесть. Их называют «Прометеями моря», «светочами Земли», часовыми, стерегущими благополучие мореплавателей, караульными островов и проливов.
О пушках и подземелье
Еще одно яркое событие в истории острова Аскольд было связано с Русско-японской войной 1904-1905 года. Еще в 1892 г. командование Владивостокской крепости оборудовало на выгодно расположенном острове передовой наблюдательный пункт, связанный с материком телеграфным кабелем. Эффективность этой меры подтвердилась 22 февраля 1904 г., когда к Владивостоку подошла эскадра японских броненосных крейсеров адмирала Камимуры. Пост на острове Аскольд сообщил о приближении неприятельских кораблей за 3 часа до их появления в виду крепости.
На острове сохранилась артиллерийская батарея №26 периода Второй мировой войны, время постройки которой относится к 1936 году. Строили ее политзаключенные, их привозили с материка, отсюда, по
рассказам маячника Петровича ни один не вернулся. Одни умерли от непосильной работы и истощения, других после окончания работы расстреляли, и закопали у холма возле старого кладбища.
180-мм башенная батарея № 26 на о. Аскольд Шкотовского укрепленного района батарея состояла из двух железобетонных башенных блоков, подземной силовой станции, подземного командного пункта, сооружений сухопутной обороны и казарменного городка. В каждом блоке устанавливалось по одной двухорудийной башенной артиллерийской установке МБ-2-180. Остров Аскольд долгие годы был закрытым объектом Министерства обороны, а стрельбы из орудий велись до 1991 года. Батарея оборудована потерной глубокого залегания, протяженностью около километра на глубине примерно 40 метров, которые находятся в отличной сохранности.
![](http://cs618828.vk.me/v618828042/7c71/zq9OmgTQBKA.jpg)
Мы уже были на этом объекте. С наступлением ночи бегло осмотрели башни, пробежались по потерне глубокого залегания. Фотать не захотелось. С подробным описанием батареи и тоннами фотографий можно ознакомиться
здесь.
О других интересных штуках на острове
Если пройти чуть высше по хребту батареи, можно увидеть остатки бетонного завода, использовавшегося для строительства объектов батареи. На фото ниже - это бетонные пирамидки на переднем плане. На фоне вид на орудия батареи. Справа от бетонных пирамидок - поляна, под которой находится 2х-этажная подземная силовая станция батареи с приличным спуском в заглубленную потерну.
Еще чуть выше находилась позиция ПВО-шников, с капитальным бетонным наблюдательным пунктом и очень харизматичным вагончиком ;)
![](http://cs617524.vk.me/v617524042/ad09/1Uf6x6i2OpU.jpg)
Раньше на острове было словно кладбище техники. Мы шли по лесу, а в густом тумане вырисовывались мистические силуэты военных грузовиков, тягачей МТЛБ, трактора, краны.. Сейчас часть этого дела уже попилили, но тем не менее на острове еще можно встретить вот такие древние экземпляры отечественного автопрома. У него даже салон деревянный, и вид уж слишком по человечески тоскливый.
![](http://cs617524.vk.me/v617524042/ad45/omqmHsXKI3Q.jpg)
Ну и вид с самой высокой точки острова Аскольд, - горы в западной его часте высотой 358 метров. На мысе Кошелева на склоне в бухту Наездник попали в клещевой очаг. Прыгали сотнями.. На этой сопке также располагалась часть ПВО. Стоят три радиопрозрачных купола, и множество самой разнообразной техники. Точнее, остатки от куполов и техники.
О китах, оленях и Хранителях солнца
Мы прибыли на этот остров веселой кампанией
Хранителей солнца. Кто-то приехал отдохнуть и поваляться на пляже, а кто-то - посетить дореволюционное кладбище на отдаленных задворках острова, и откопать последний дот в самой удаленной от лагеря бухте, кто-то организовывал мини-энкаунтер по окрестным объектам, в ком-то теплился огонек золотой лихорадки, кто-то мечтал увидеть оленей в дикой природе, а кто-то просто хотел встретить рассвет на маяке! ;)
Мне очень хотелось увидеть оленей, так как в прошлый раз только товарищу повезло случайно на них наткнуться. Если в прошлый раз мы в основном были в двух точках, то на этот раз мы облазили весь остров, прислушиваясь к шорохам в лесу, и приглядываясь не мелькнёт ли среди деревьев пятнистая шубка. И они мелькали! Олени-одиночки выпрыгивали в лесу прямо из-под ног, и скрывались в чаще. Поднявшись из Наездника через птичий базар по мысу Кошелева, мы наткнулись на целое стадо оленей. Они не посчитали знакомство целесообразным, и надменно скрылись в лесу. На обратном пути еще несколько раз натыкались мы на это стадо в разных точках острова. Фотать бессмысленно, слишком быстро, слишком не тот объектив для хорошего снимка.
И в завершении чудесного похода, волшебный остров решил преподнести нам прощальный сюрприз! Вечером, когда большинство поднялось на хребет снимать закат, я усталый облазавший за день весь остров, сидел у костра и травил оставшимся байки про оленей и золото, которых кроме нас никто толком то и не видел. И в этот момент за нашими спинами в бухте вынырнули киты! "Киты", - заорал я.. "Ага, и олени..и золото!", - послышалось мне в ответ! ;)
Фото кита
mikesiman ![](http://cs617524.vk.me/v617524042/ae49/OdDNPuwBRPY.jpg)
Источники и другие интересны ссылки об Аскольде: