Ворчун Бисолт

Aug 30, 2012 23:48

Старика Бисолта все считали ворчуном. Вечно чем-то недовольный, он всегда от нечего делать ходил по улицам родного села. То ли жизнь его потрепала, то ли старческий маразм, так или иначе ворчун Бисолт каждый день оправдывал свое прозвище. Детей или внуков у старика не было - погибли. Кто на мине в 95-ом, кто от болезни, а кого и вовсе увезли на БТРе с заляпанным грязью бортовым номером. Таких увезенных находили редко, в качестве останков. Так и доживал свои годы Бисолт: один со своим верным псом Къозом, который вечно ходил за хозяином, но всегда держался на почтительном расстонии в три метра позади. Одному только Аллаху и Бисолту было известно, почему старик назвал пса кличкой "Къоз".

Мне всегда был интересен Бисолт. Меня всегда тянуло к старческой мудрости. Мне нравилось сидеть с моими дедушками в детстве. Они рассказывали очень много интересного и полезного. Их давно уже не было в живых, и я чувствовал какую-то жизненную необходимость в общении с кем-то старым, умудренным жизнью, повидавшим многое на своем веку.

Не то, чтобы Бисолта не любили. Нет, скорее, его все уважали, но лишний раз никто не хотел с ним говорить на серьезные темы. Бисолт сразу начинал язвить и делать замечания. А кому хочется выслушивать нравоучения? Никому! Вот потому и недолюбливали старого Бисолта.

Я тоже, поддавшись общему настрою, сначала не очень желал с ним общаться и пересекаться. Но однажды мне просто пришлось с ним пересечься, и я понял, что нельзя судить о человеке, беря во внимание только то, что говорят другие. Бисолт на самом деле оказался богатым духовно человеком. И после той единственной встречи с ним я глубоко сожалел о том, что думал о нем так плохо.

В день Уразы-Байрам я вышел рано утром, обошел близких соседей, перешел на другую улицу, поздравил двоюродных дядей и собрался на другую сторону села, к нашей тете и двоюродным братьям. Утро было свежее и прохладное. Я за полчаса дошел до окраины, зашел к тете, поздравил ее, немного подтрунил над сестричками, запихнул в карман подаренный носовой платок и, несмотря на уговоры остаться и перекусить, отправился обратно. Я хотел успеть на праздничный Ид-намаз и пошел ближайшей дорогой. У ворот одного из домов я заметил Къозу, мохнатого пса с рыжими бровями.

- Къоза, а где же твой хозяин?

- Вон там! - как бы ответил мне Къоза, завилял хвостом и посмотрел в сторону ворот, явно указывая мордой мне расположение своего хозяина.

Из ворот, опираясь на трость, вышел Бисолт, провожаемый женщиной. Я поздравил обоих и хотел уже уйти вперед, как Бисолт дал понять, что не собирается отпускать меня одного.

- Не надо меня провожать, Малика, - это он той женщине, - я вот с этим молодым къонахом пойду, а ты иди заходи, и никогда впредь такого не говори мужчинам!

Раз уж назвали молодым къонахом, то звание надо было "оправдывать". Я почтительно пропустил Бисолта вперед, сложил руки за спиной и медленно пошел вслед за ним с правой стороны, не рядом, а слегка запаздывая. Чтобы не идти вровень со старшим, но и не отставать на случай, если Бисолт что-то скажет.

Первые несколько десятков метров мы с ним обменялись любезностями. Худощавый Бисолт спросил меня всех моих родственников, вспоминая по именам каждого, а также интересуясь делами каждого из них на работе. Я же ограничился только его собственным здоровьем и состоянием дел его соседей - кого еще спросить у одинокого старца? Худой, подтянутый, с ровной осанкой - до чего же он был красивым стариком! Всегда чистый, выглаженный. Я, правда, только потом узнал, что с одеждой ему помогала его соседка Петимат - добрая женщина, вырастившая одна девятерых детей. Она приходилась ему дальней родственницей, и благодаря ей, Бисолт в свои 82 года выглядел как огурчик. Почему-то я всегда сравнивал его с Акелой, вождем волчьей стаи. Такой же гордый, сильный, мудрый.

- Эти мужчины даже мужчинами называться не достойны! - начал язвить Бисолт, - где это видано? Спят! Уже 6 часов утра - старик взглянул на старые довоенные часы на цепочке, - а эти детишки боятся, что их душонки на солнце отогреются.

"Ну началось" - подумал я, - "ворчун включился, теперь главное, чтобы на меня не перекинулся".

- Ты то, наверное, еще в четыре или пять встал, - начал размышлять Бисолт, - от того края села за полчаса только пешком дойдешь, вряд ли тебя кто в такую рань на машине подбросил.

Действительно! Я встал в половине пятого, оделся, причесался, надушился, поел, поздравил соседей и сразу сюда. Ну, Бисолт, молодец-то какой! Но как он узнал, что я пешком сюда добирался?

- Ботинки у тебя пыльные, - прочитал мои мысли Бисолт, - а пыльные, потому что по утренней траве шел, на них роса осталась. Намочил обувь, а на мокрую кожу пыль по-другому ложится, - с этими словами Бисолт указал тростью на мои новые ботинки, которые, действительно, нахватались дорожной пыли.

Ну Бисолт! Ну удивил! Я выразил свое восхищение и удивление, хотя про себя подумал, что это, наверняка, его заученный трюк.

- Апчхи! - это Къоза сзади чихнул. Пес как всегда держался на почтительном расстоянии.

- Старый уже Къоза стал, - продолжал свои выводы Бисолт, - раньше я за ним не успевал, а теперь он за мной. Животные раньше нас стареют.

Действительно, я только сейчас заметил, что давно знаю и Бисолта и Къозу. Собаке наверняка было около 15 лет. Помнил я ее еще маленьким...

продолжение на GovzPeople.ru
Previous post Next post
Up