Япония очень не хотела воевать со Штатами. Очень. В Токио не идиоты сидели, и мнение адмирала Ямамото, полагавшего, что война со Штатами гибельна для Империи, былоочень весомым. А вот в Штатах воевать с Японией очень хотели. Штатам не нравилось, что самураи отжимают Китай, на который янки имели серьезные виды, а кроме того, "новый курс" Рузвельта, развязав одни узлы, связал другие, которые можно было уже только резать. При этом, однако, в Штатах был очень силен изоляционизм, и передавить в свою сторону только истерикой (грандиозной, кстати!) в СМИ на тему "Джапы вот-вот атакуют!" не получалось: мало: возражения изоляционистов выглядели весомее, да и население США, мнение которого тогда кое-что значило, не горело желанием подыхать в окопах. Поэтому сторонникам войны нужно было сделать так, чтобы Япония атаковала. Но Япония атаковать не хотела. Поэтому придумали комбинацию.
После вторжения японцев во французский Индокитай в июне 1941 года, Великобритания, указав, что опасается за свои тихоокеанские колонии, но не разрывая дипломатических отношений с Токио, наложила на Японию санкции, введя эмбарго на экспорт железа, стали и нефти, подключив к этому и Австралию, свой доминион. И сразу же, всего через несколько часов, к санкциям подключились США, официально объявив, что "остаются строго нейтральны" и руководствуются только лишь "гуманитарными соображениями". Дескать, за китайцев душа болит. А между тем, Империя жизненно зависела от нефти (80% покупали в США), - и в стратегическом резерве хранилось всего 53 млн галлонов, чего не хватило бы и на год, после чего неизбежно пришлось бы свернуть все проекты. Пошли кулуарные торги. Японцы готовы были уступать, предлагали не претендовать на всю приморскую зону Китая, соглашались уйти с юга Вьетнама, Штаты не говорили "Нет!", но тянули резину, а между тем резерв уменьшался, и по всему получалось так, что пополнить запасы нефти можно только, если занять голландскую Ост-Индию, где ее было хоть залейся. И запаса топлива аккурат хватало на такую ранее не считавшуюся желательной операцию, - но это означало бы войну с UK, успевшей наложить лапу на колонии оккупированных немцами Нидерландов, потому что военные действия неизбежно затронули бы Малайю, Сингапур и Гонконг. И в Токио мало кто сомневался в том, что Штаты используют этот повод, чтобы ввязаться в события, - но мирных вариантов не было. Оставался только военный:
смять британцев в их колониях (что было достаточно легко), прорваться через Бирму в Индию, поставить США перед фактом, а потом вновь предложить какие-то уступки. Очень зыбкий был вариант, но единственный, и даже Ямамото, полагавший, что шансов на успех "не более 10 из 100", признал это, дав руководству гарантию, что обеспечит "шесть месяцев блестящих побед", но если за полгода не дойдут до Индии, тогда кранты.
Дальнейшее известно. 7 декабря 1941 японцы атаковали британские базы. Сразу после Черчилль позвонил Рузвельту и сообщил ему, что как только Япония атакует США, UK объявит ей войну, услышав в ответ, что "нападение ожидается с часу на час", после чего, вызвав посла Японии, вручил ему ноту об объявлении войны. Через 6 часов ВВС Империи атаковали Перл-Харбор, а еще через 3 часа США объявивили Японии войну.
Так закрутилось колесо. Америка, ранее не шибко горевшая желанием воевать, убедившись, что СМИ не лгали и японцы-таки готовили "неспровоцированную агрессию", встала на уши, изоляционисты скисли мгновенно, и уже никого не интересовало, что японцев по факту вынудили. Народ тогда был неискушенный, в вопросах нефти не шибко смыслил, - это теперь в энергетики все, кроме меня, великие, всё понимающие доки.
автырь