Строительный бум начался еще в середине 2000-х и кажется, что ему нет конца. Жилой фонд Одессы и пригородов за это время вырос на треть, но похоже, что к пику строительной лихорадки мы подходим только сейчас. По всему городу строятся десятки домов. Застройщики разобрали почти все пригодные участки и уже присматриваются к пригородам и промзонам. Мы составили рейтинг крупнейших «стройплощадок» Одессы, чтобы показать, как застройка навсегда меняет облик разных районов нашего города, а вместе с тем - и судьбы его жителей.
Новое лицо Одессы
В начале 1990-х в Одессе и сопредельных населенных пунктах было 340 тысяч квартир, сегодня - около 440 тысяч. При этом потребность миллионного города с развитым туризмом намного выше и составляет 550-580 тысяч жилищ. Стройка - процесс закономерный, а потому продвигается чрезвычайно быстро.
Сегодня в Одессе почти не осталось микрорайона, в котором за последние 5-10 лет не появилось бы нового жилья. Высотки заполняют любое свободное пространство. Двор, стоянку, военный городок, иногда сквер или кусок склона. А если где-то в Одессе еще остался незастроенный пустырь, то его превращение в «Украинский Гонконг» неизбежно. Антенное поле стало «Альтаиром», пустошь у ипподрома вскоре превратится в «
Кадорр-сити» и даже в Лузановке с её грунтовыми водами начал расти высотный «Лузановский парк».
При этом одесские высотки невероятно масштабны. Советские 16-этажные «свечки» и длинные 9-этажки на их фоне выглядят карликами. В первых обычно было по 128 квартир, во вторых - от 108 до 252-х. Для сравнения, в «Пятой жемчужине» поместилось сразу 1448 апартаментов. На фоне критики советских «панелек» мы научились строить 24-этажные «заборы», тянущиеся на 200-300 метров.
И если в ХІХ столетии Одесса слыла архитектурной столицей, а в ХХ веке в основном соответствовала общепринятым тенденциям и нормам, то в новую эпоху город плавно сползает в пучину архитектурного безумия.
Дело, конечно же, не в самом факте появления новых домов, а исключительно в подходах к застройке - в нашей экономике, традициях, законодательстве, коррупции и, в первую очередь, в менталитете. Советский человек оказался неспособным распоряжаться подаренной ему свободой. Все вокруг посчитали, что можно делать, все что угодно. Главная цель - заработать сейчас и как можно больше. Потребитель тоже оказался непривередливым после 75-лет проживания в коммуналках и бараках. Даже появление хрущевок и брежневок не принесли радости - в одной квартире часто ютились сразу два, а то и три поколения. Поэтому сейчас в приоритете у людей получить свою квартиру, а обо всем остальном они несильно задумываются. В таких условиях ни о продуманности строительных проектов, ни о их эстетической и даже качестве речи не идет, за исключением отдельных случаев.
«Киев у моря»
Киевский район уже столкнулся с острой нехваткой мест в детских садах и школах. И это только начало. Раньше все пеняли на «Радужный», но жилмассив «Дружный» в конце проспекта Небесной сотни и новостройки на 2-5-й станциях Люстдорфской дороги вот-вот превзойдут его по масштабам. До сих пор здесь заселена лишь небольшая часть квартир.
В советский период на Таирова и в «киевской» части Черемушек было около 55 тысяч квартир. «Довесок» в виде новостроя в ближайшие годы превысит 30 тысяч жилищ. Даже если учесть, что новое жилье заселяется не полностью, а в старых домах население постепенно убывает, поселок Таирова ждет огромная демографическая нагрузка. Власти города даже не пытаются как-то с этим разбираться. Те же жители «Альтаира» уже несколько лет обивают пороги мэра, чиновников и депутатов, требуя построить хотя бы школу (детские сады здесь все платные). И вот, в планах до 2023 года школы нет. Может, к 2026-му успеют.
«Длинный Сладкий Берег»
Десять лет назад одного взгляда на карту было достаточно, чтобы спрогнозировать строительный бум на Гагаринском плато. Слабо застроенная территория. Рядом море и Аркадия. В 15 минутах езды - исторический центр. Идеально же! То, что там находились санатории и даже памятники архитектуры, застройщики и их покровители в кабинетах на Думской как-то пережили. То был лишь шаг на пути к совершенству - строительству домов прямо на пляжах.
Сегодня название «Гагаринское плато» стало таким же нарицательным, как когда-то «Радужный». А ведь на сегодняшний день сдано в эксплуатацию лишь 40% планового объема. Остальное строится либо только планируется. Жилой фонд района грозит вырасти с 2000 квартир в 2010 году до 17 500 в 2025-м. А это ведь еще не все побережье!
В целом от 16-й станции Фонтана до Отрады за последнее десятилетие сдано более 15 тысяч квартир, на подходе - еще почти 16 тысяч. Перспективными площадками остаются Гагаринское плато и 12-16-я станция Фонтана, где девелоперы, мэрия, ГАСК и суды вместе «обкатывают» процесс застройки пляжей. Процесс, который в случае успешного завершения неизбежно перекочует на Трассу здоровья. Между тем, Французский бульвар и частный сектор Аркадии (8-9 станции) пока, похоже «отстрелялись». Ключевое слово - «пока».
«Дикий Запад»
В Одессе свыше 40 квадратных километров промзон. Как правило, депрессивных. Сплошное раздолье для людей, способных организовать комплексную реновацию таких территорий в полноценные жилые зоны. Увы, в Одессе такие идеи не приветствуются. Поэтому первый масштабный градостроительный проект на западной окраине был реализован далеко за городом - это ЖК «7-е небо», в котором уже продано почти 7 тысяч квартир.
В последние годы примеру застройщика «7-го неба», фирмы «Данлин» Вадима Альперина, решили последовать другие компании. «Стикон» на территории Селекционного института строит «Реал Парк» (план на 2 000 квартир), Zezman начинает развивать города «КЕКС» и «Артвилль» на землях Авангарда (всего 6 000 квартир), «Пространство» анонсировало «Эко-Сити» за гаражами на Радостной (3 500 квартир), а «Будова» активно возводит «Скай Сити» в конце Варненской (1 700 квартир).
Если вы думаете, что все это - реализация положений Генплана по созданию за Черемушками нового жилмассива с парком и общественными зонами, то глубоко ошибаетесь. «Городки» разбросаны кое-как и задуманы в лучших традициях жилмассива «Радужный». Та же компания Zezman, которая позиционирует свое детище как чудо урбанистики и современной архитектуры, проектирует по 400 квартир на гектар - то есть чуть просторнее, чем застройщики Гагаринского плато.
Даже если планы по строительству «мини-спутников» будут реализованы лишь частично, они повлекут за собой громадное «переселение народа», которое будет претендовать на инфраструктуру медленно вымирающих Черемушек.
«Большой Котовский»
С каждым новым 2-часовым затором где-нибудь на Николаевской дороге поселок Котовского все больше превращается в автономный город. Он растет во всех направлениях и, фактически, интегрировал в себя соседние Фонтанку, Крыжановку, Лески и Иличанку. Это целый микро-регион, который уже давно заслуживает на особый топоним. Например, «Большой Котовский»
До 2010 года на «БК» жило максимум 180 тысяч жителей и было 60 тысяч домовладений. С 2010 года к ним добавилось более 11 тысяч жилищ. И такой же объем строительства заявлен в планах на ближайшие 3-5 лет. Более 75% новых метров приходится на двухкилометровую зону вдоль моря. Судя по всему, к 2025 году здесь будет проживать 50-60 тысяч человек, а вот из новой инфраструктуры предвидится лишь одна школа на Поле Чудес.
«Подвокзальный»
Когда-то очень популярно было сравнивать жизнь на Таирова и поселке Котовского. Таирова выигрывал тем, что до центра отсюда добирались чуть ли не за 20 минут. Теперь это в прошлом. А что в будущем?
Со строительством новых мега-городов без паркингов и развязок на ключевых магистралях, юг Одессы окажется таким же далеким, как и север. Если сравнить транспортную систему с кровеносной, то на Среднефонтанской, Канатной и проспекте Шевченко и Гагарина образуются тромбы. Так, на Гагарина строится всего два комплекса - но каждый рассчитан более, чем на тысячу квартир. А на территории Пищевой академии планируется «посадить» шесть башен на 400 квартир каждая. Все три проекта реализует одна компания «Будова». Но район привлекателен и для других застройщиков.
Одной из «разгрузочных зон» Одессы долгое время было поле за ипподромом. Здесь можно было расположить что-то полезное, но не образующее избыточного траффика. Зоопарк, базу спортивных тренировок, социальное жилье. Одно время обсуждался проект ТРЦ - и это уже озадачило экспертов-транспортников. Бедные, они не знали, что в итоге здесь будет «Кадорр Сити», состоящий из девяти «жемчужинок». О трех из них уже известно: там будет 1725 квартир. Весь городок будет насчитывать до 4,5 тысяч апартаментов. Плотность застройки - как на Гагаринском плато. Занавес!
Что в итоге?
Одесские застройщики и девелоперы «раскатали губу» на строительство более 70 тысяч квартир. И это - на ближайшие 3-5 лет. Для сравнения, с 2010 года было сдано в эксплуатацию около 88 тысяч жилищ. Удастся ли воплотить эти планы в жизнь - вопрос риторический, но очевидно другое: Одесса уже никогда не будет прежней. И, к сожалению, значительная часть нашего города уже несет на себе печать эпохи коррупции и бесправия, когда дома можно строить без стоянок и дворов, кварталы - без улиц и школ, а целые жилмассивы - без плана и смысла.
https://monitor-odessa.com/gradostroitelstvo/novye-spalniki-skolko-gagarinskih-plato-eshhe-pojavitsja-v-odesse/