Самоидентификация и чувство собственной компетентности.

Mar 04, 2014 18:46

Человек объективирует себя. Без этого не обойтись. В три-три с половиной года он начинает выделять себя из окружающего мира, и запускает процесс, который будет идти всю его жизнь. Он будет пытаться ответить на вопрос: "Кто Я?". Отвечая на этот вопрос он будет присваивать себе всё новые и новые роли. Я - ребёнок своих родителей. Я - учащийся ВУЗа. Я - жена. Я - мать. Это процесс идентификации человека. И за свои идентификации человек держится очень крепко, потому что это позволяет человеку иметь собственную личность, не развалиться на кусочки, взаимодействовать с миром и с собой.
И в каждой роли мы можем чувствовать собственную компетентность. Т.е. насколько мы вообще заслуживаем того, чтобы быть какой-то из ролей, которую мы выбрали, а по итогам, насколько мы имеем право сущестовать на этой земле. Какие-то роли даются нам легко. Например, "владелец микроволновки". Достаточно научиться нажимать на пару кнопочек, и вот мы уже немножко более "Я", чем до того, как познакомились с этим девайсом. Когда же у нас начинаются проблемы с управлением (так, например, я долго не могла понять, как настраиваются на ней часы), то мы начинаем чувствовать злость. Злость, как реакцию на страх. Стах того, что становясь менее компетентными в своей роли, мы теряем право на неё, теряем право на самих себя. Именно поэтому так леко даются нам неудачи в тех ролях, которые мы ещё себе не присвоили ("ну я же не балерина :)"), именно поэтому так тяжело перфекционистам, которым для того, чтобы почувствовать собственную компетентность нужно проложить чрезвычайно много усилий.
Так ещё есть роли сложные. Роли, так сказать, первого плана, которые социально значимы в нашем обществе: мать, отец, муж, жена, ученик, хороший сын, хорошая дочь. Теряя эти идентификации, человек больше теряет себя, и ему нужно гораздо больше ресурсов на восстановление.
Помимо всего прочего, ещё есть такие вещи, как оценка себя, с целью понять, насколько я компетентна в той или иной роли. Вот тут начинается самое интересное. Если оценка исходит изнутри, т.е. если мы сами назначаем критерии оценки, сами сравниваем себя с этими критериями - это одно. Это гораздо прозрачнее, проще, гармоничнее, поскольку никто не знаем нас самих лучше, чем мы. И именно поэтому направленность на внутреннюю систему ценностей является важным элементов в системе мотивации (на  ряду с психическим благополучием, внутренней мотивацией, внутренним локусом контроля и удовлетворением базовых потребностей человека в: привязанности, чувстве собственной компетентности и самоактуализации). Если же у нас сильно направление на внешнюю систему оценок, если чувство нашей компетентности поддерживается другими людьми, а не нами самими, то иметь крепкий внутренний стержень становится очень сложно (честно говоря - невозможно). Другие люди не знают нас, наших потребностей, они разные, у них разные критерии оценки, разные способы простановки этих оценок.
Так, например, для того, чтобы иметь идентфикацию "женщина" может быть достаточно человеку знать, что у неё ХХ хромосомы и, соответстенно, необходимые первичные половые признаки. Так нет же, появилось, например, понятие "настоящая женщина", которое способно лишить нас так необходимой самоидентификации и понимания, что "я есть" на этом свете. Критерии же "настоящей женщины" у всех очень и очень разные. Для всех мил не будешь. Пытаясь подо всё подстроится, пытаясь всё успеть, пытаясь найти себя и почувствовать собственную компетентность, мы можем терять огромный ресурс.
То же самое и с "мамой" или "папой". В погоне за идеальностью по внешним критериям мы теряем силы, время, деньги, внимание, которые могли бы обратить на саморазвитие, на укрепление отношений в семье. Поэтому очень часто напоминают родителям: вы уже самые лучшие по тому праву, что родили этого ребёнка. Роль "мама" уже есть у каждой женщины, имеющей ребёнка. Всё, точка. Некоторые, конечно, хотят получить роль "хорошая мама". И тут уже важно самой определить критерии, самой разобраться для чего нам именно такая, оценочная роль. Не лучше ли дополнить свою идентификацию "мама" еще и другими: "мама, лепящая с ребёнком из пластилина", "мама, поющая ребёнку песенки"? Понимаете, тогда мы вместо роли, на которую нужно пахать, получаем ещё ряд дополнительных идентификаций в свою личность, которые позволяют нам всё громче слышать внутренний голос - "ты есть!". И мы получаем в итоге так необходимый нам ресурс, так важное и нужно психическое благополучие.
Ещё бы тут стоило поговорить о гибкости человека в том, чтобы принимать и терять роли (как мы учимся принимать и терять близких или любимые вещи), но я думаю, лучше об этом попозже. 

дети, рк, мир, психология

Previous post Next post
Up