Aug 17, 2013 14:17
Очень-очень хочется выразить свои мысли про извинения.
Итак, что мы имеем, когда говорим: "Извини меня, пожалуйста!". Прежде всего, мы можем говорить это совершенно по разному: признавая свою уязвимость и доверяя, не признавая свою уязвимость и контролируя, походя обесценивая.
В случае, если мы доверяем, акт приношения извинения имеет очень большое и очень важное значение. В случае, если мы относимся к человеку, как к личности, мы признаём за ней право быть спонтанной. А это значит, что нас могут извинить, а могут и не извинить. Что значит в этом контексте "не извинение". Это значит, что мы сталкиваемся с ситуацией отвержения. Нашу часть не приняли. Не приняли то, что я - живой человек и именно поэтому делаю ошибки. Это просто очень и очень больно. Для того, чтобы быть готовым/готовой встретиться с этой болью, нужно иметь большой ресурс и доверять. Часто люди этого не имеют, поэтому извинения вырождаются в две разновидности:
а) контроль при неприятии своей уязвимости, оно же - манипуляция
Мы приносим свои извинения только с той целью, чтобы полностью переложить ответственность за проживание своей вины на другого человека и получить прощение. Говоря в такой ситуации: извини меня, мы не можем относится к человеку, как к личности. Теперь это вещь, которая обязана простить нас. А если не простит, то вещь сломалась.
б) обесценивание
Превращение извинения в ритуал, не вкладывая в него никакие чувства.
"Извини" - "ничего страшного". Никакого отличия от "Апчхи" - "Будьте здоровы!". Социальный реверанс, который не несёт под собой ничего, кроме шелухи, заслоняя собой семена, которые могут дать всход.
Вот. А теперь посмотрим, что происходит с ребёнком, когда мы начинаем от него требовать извинений.
Прежде всего мы обесцениваем его чувства, если ребёнок осознанно не хочет просить прощения. Признание уязвимости - это принятие страха. Если ребёнок не готов просить прощения, то значит он боится. И это нормально. Требуя извинений мы говорим ему: перестань бояться. Но мы же знаем, что от этого страх отвержения не пройдёт, а ещё сильнее углубиться в ребёнке. Из-за этого он:
а) перестанет доверять своим чувствам, заморозится
б) перестанет сталкиваться со своей уязвимостью и спрячет поглубже
в) превратит извинение в ничего не значащий ритуал.
Искренние извинения возможны лишь с человеком, которому доверяешь. И они возможны только самостоятельно.
Почему я считаю, что искренние извинения лучше не практиковать с маленьким ребёнком? Потому что ситуация, когда ребёнок отвергнет или может потенциально отвергнуть взрослого человека сильно небезопасна. Маленький зависит от взрослого. Он не может собственными руками перерезать связь, существующую между ними. Представьте, что ложитесь на пол, всучаете нож ребёнку в руки, подносите его к горлу и говорите: "Ты можешь убить меня, если хочешь". Представили чувства ребёнка? Зачем ему это вообще нужно?
Если же извинения не искренни, то они представляют из себя манипуляцию или ритуал, и тогда просто вредны сами по себе. Чем? См. выше.
Чем же можно заменить извинения? Мне кажется, тремя вещами:
1. Заявлением, что это сделано не специально.
2. Сообщением, что будет произведено всё возможное, чтобы это не повторилось.
3. Взятием на себя ответственности, которая ложится на тебя, или помощь в несении ответственности другому лицу.
Этим можно, как мне кажется,
а) заменять извинения и при общении с людьми, которым не доверяешь,
б) учить этому ребёнка, вместо требований ищвинений
в) вместо извинений перед ребёнком, не сепарировавшимся от родителя окончательно.
Уф, вроде всё. И всё ИМХО, как говориться.
мысли,
дети,
социум,
психология