Поток в жизни родителя.

May 12, 2013 10:56


Вообще, поток - это очень наполненное понятие. Я его представляю, как момент, в течении которого у проживающего его человека развиваются максимальным образом все компоненты, входящие в состав мотивационного пятиугольника: внутренняя мотивация, внутренний локус контроля, чувство собственной компетентности, внутренние ценности и психологическое здоровье. Это "живая вода", способная обновлять и укреплять. Только природа потока такова, что его максимальную силу можно испытать только в том случае, если эти пять составляющих присутствуют в нашей деятельности. Этакая самоподдерживающаяся и саморазвивающаяся система. Сложность возникает тогда, когда у человека "сломаны" заложенные в нём стремления, и их нужно искать заново. И этот поиск начинает внутри себя. С ощущения себя, своих желаний, потребностей, интересов. На словах это выглядит очень просто. Между тем, собственная система ценностей человека часто находится в плачевном состоянии. Она представляет собой салат, в которой напиханы куски родительской системы, системы партнёров, друзей, общественные установки, требования морали и ожидания общества при рыночной экономике. В этом всём очень сложно найти самого человека. И первая главная задача - это разгребание этих завалов.
Прежде всего нужно вернуться к себе, чтобы почувствовать то, что представляет интерес, значимость; какие чувства вызывает то или иное действие или мысль. Короче, начать делать то, что зовётся простым "здесь и сейчас". Отмечать свои настроения, эмоции. На мгновение остановить ход мыслей, чтобы ощутить свои мышцы, положение тела в пространстве. Кушая, вдыхать запах еды, ощущать её вкус, консистенцию; отмечать, как вслед за голодом и неприятными потягиваниями в желудке приходит сытость, и по телу разливается мягкое тепло. Может, стоит начать вести дневник эмоций, отмечая, как то или иное событие побудило в вас некоторые чувства.
Наблюдая за собой, можно понять свои потребности и интересы, идя за которыми, мы начинаем раскручивать эту самоподдерживающуюся систему.
Эта практика помогает также в ситуации, когда у нас нет возможности заняться делами, про которые мы точно знаем, что они нам интересны и могут легко вызвать состояния потока. Появляется возможности найти новые цели, новые интересы. Чиксентмихайи в своих книгах много писал про людей, оказавшихся в экстремальных ситуациях: в тюрьме, в концлагере. Родительство, конечно, не тюрьма, но часто понимаешь, что никак нет возможности заниматься тем, что нравится. И тогда можно воспользоваться ситуацией, как вызовом себе: а смогу ли я найти то, что меня заинтересует в ограниченных условиях, смогу ли я как-то интегрировать знания и умения, которыми я обладаю в сегодняшнюю жизнь?
Для меня было удивительным узнать, что некоторые организации специально создают себе искусственные ограничения (время, деньги, определённые рамки) для того, чтобы усложнить ситуацию и войти в более качественный поток. Ощущение собственной компетенции двигает нас к усложнению задач, что заставляет наполняться пятиугольник мотивации и развивать личность.
Так можно же воспользоваться родительством именно в качестве усложняющего компонента, позволяющего достичь ещё более ярких переживаний. В этом нам поможет как раз жизнь здесь и сейчас, а также концентрация, необходимая для того, чтобы прислушиваться к себе.
Можно поставить себе ряд вопросов, ответы на которые помогут найти новые интересы или интегрировать их со старыми:
- какое занятие, которое я делаю вместе с ребёнком, мне доставляет большее удовольствие?
- в какие места мне больше всего нравится ходить с ребёнком?
- что интересного я могу найти в той однообразной деятельности (для каждой деятельности своё), которая нравится моему ребёнку?
- как я могу соединить мои интересы и интересы ребёнка?
- в каких местах соприкасаются мои прежние интересы и теми состояниями родителя, что я имею сейчас (взаимопроникновение наук)?
Ну вы поняли, примерно, о чём я.
Так, можно не "тухнуть" дома, а обогатить свою жизнь.
Я, лично, теперь не смогу уже не ставить себе новые задачи после написания этого поста. Буду наблюдать за собой :)

книги, мысли, дети, рк, психология

Previous post Next post
Up