May 08, 2013 12:51
Продолжая тему ощущения родительской компетенции хочется рассказать о важности видеть обратную связь от мира.
Наибольшее удовлетворение, конечно, нам приносит деятельность, результаты которой мы видим очень быстро. Пирог будет готов через 20 минут. Книга прочитана за пару дней. И даже цветок можно вырастить за пару месяцев. А вот ребёнок отделится от нас не так быстро. Считается, что к подростковому возрасту мы сможем увидеть всё, что смогли достигнуть на поприще воспитания. Но ждать 12 лет - это очень долго. В том числе и из-за невозможности получить быстрый результат, родительство считается тяжёлой работой. Но есть выход. Можно не ждать окончательного результата, а наслаждаться промежуточными. Впитывать в себя каждую счастливую минуту, проведённую Вами с ребёнком. Радоваться каждому взаимодействию, способствующему улучшению ваших взаимоотношений и укреплению привязанности.
Я, например, получаю искреннее удовольствие, когда могу давать дочери информирующую, а не контролирующую обратную связь. Это то, что Фабер и Мазлиш описыват как "информируйте, а не раздавайте указания". Если вместо того, чтобы сказать дочери: "Подними эти две салфетки, они у тебя вывалились", - я отмечу, - "Я вижу, что одна салфетка упала у тебя из рук тут, а другая - тут", - и увижу, что моя дочь пошла их поднимать, меня накрывает волна благости :) Я успешна в своей деятельности, я компетентна! Мой ребёнок получил возможность самодетерминироваться, укрепить собственную внутреннюю мотивацию и чувство собственной компетенции.
Я ловлю её улыбки, я впитываю в себя её смех, я принимаю её объятья и как бы случайные касания. Мой ребёнок испытывает радость и счастье, значит, я компетентна.
Моя дочь швыряет игрушку, машет на другого ребёнка руками, боится мигающей лампочки или обиженно надувает губку, если я что-то ей не разрешила. И тут есть повод для радости. Варя узнаёт мир. Она способна чувствовать злость, ревность, страх, обиду, и жить этими чувствами. Это делает её жизнь разнообразной и наполненной. И я снова чувствую себя компетентной.
Варя плачет при столкновении с тщетностью. Да, я не дала ей вырвать страницу из моей любимой книжки. Она в горе. Но и тут я питаю себя, получая положительную связь из среды. Моя дочь адаптируется. Она столкнулась с неизбежным и проживает все его составляющие. Скоро она успокоится и будет снова с радостью изучать этот мир. Но не такая, какая была раньше. А обновлённая, более адаптированная, а значит, более зрелая.
Ребёнок лезет на качающуюся машинку, не рассчитывает силы и падает. Можно рвать на себе волосы, коря себя за то, что не углядела. А можно изменить точку зрения, и чувствовать себя ещё более компетентной. Варя прднимется с пола снова другой, чем до падения. Она получит бесценное сокровище, которое лично мы не можем ей дать - опыт. Она будет знать, что, залезая на машинку, не стоит делать это именно так, потому что можно потерять равновесие и упасть. А вот упала не больно. Значит стоит продолжать именно так комбинироваться при падении.
Если видеть обратную связь, что даёт нам жизнь, и иметь возможность грамотно интерпретировать информацию, что получаете, можно значительно увеличить чувство собственной компетенции, а значит, стать более спокойным и счастливым родителем.
дети,
рк,
Фабер и Мазлиш,
психология