Тут на прогулке меня осенило, почему так важно быть последовательными с детьми. Особенно это касается достаточно серьезных моментов, когда нам приходится прибегать к слезам тщетности и насильному выполнению через "нехочу".
Возвращаемся всё к той же социальной психологии и когнитивному диссонансу. Ключевую роль будет выполнять неизбежность. Давайте вспомним, что это такое.
При когнитивном диссонансе человек сталкивается с тем, что ему предстоит выбрать из двух установок ту, которая ему больше всего подходит. Например, мужчина с одной стороны сильно желает купить мотоцикл, чтобы понравится новой подружке, с другой - он для себя когда-то решил, что ездить на мотоцикле очень опасно для жизни, а он же не враг себе, верно? При когнитивном диссонансе люди испытывают неприятные ощущения, сравнимые с голодом или жаждой, и стремятся, наконец, сделать выбор. Он, например, может ввести дополнительную установку: опасно ездить на мотоцикле без шлема, а со шлемом - безопасно. Так он выйдет из этого когнитивного диссонанса.
Если же в этот момент сообщить, что дядя, который обещал дать денег в долг на подвижное транспортное средство, однозначно решил, что только не на мотоцикл, а больше источников финансирования у ловеласа нет, то его установка "хочу мотоцикл" всупит в диссонанс с установкой "у меня в ближайшее время не будет никакого транспортного средства", и наш приятель вдруг резко проникнется идеей прикупить автомобиль, и найдет к тому же, кучу доказательств опасности мотоциклов. Так работает неизбежность.
А теперь представим, что малышу Паше, например, нужно принять лекарство. Паша не любит лекарство, но раз за разом мама или папа силой дают его Паше. И вот удивительно, Паша всё меньше сопративляется, а в какой-то момент даже напоминает, что пора пить сиропчик. Волшебство? Нет. Просто Паша однажды ввел в свою когнитивную систему такое понимание, что "теперь мне придется пить это лекарство до конца жизни" (а может до конца месяца или до конца недели, как озвучат родители). И маленький человечек понял, что проще поменять установку "я не люблю пить лекарство", чем бороться с неизбежностью.
С другой стороны, мы имеем девочку Машу, которая находится, в принципе, в том же самом положении. Только Маша раз от раза всё сильней сопративляется приёму лекарства, а её истерики становятся всё невыносимее. Что ж такое? Почему не работает?
А дело в том, что мама или папа иногда жалели малышку, и после долгих слез принимали решение, что двух раз в день достаточно для приёма лекарства, ничего не случиться страшного, без одного приёма (и это даже, например, может быть обосновано медицински). Выходит, что девочка Маша не видит неизбежности, она понимает, что надежда есть, и лекарство могут не давать.
При этом, настаивая на столь радикальной позиции решения проблемы, родители Маши сводят на нет все шансы, что Маша бы стала любить принимать лекарство чуть больше. Она же всегда сможет объяснить себе, что пила его только потому, что её физически заставили это сделать. В случае же, например, если Маша согласилась бы выпить лекарство лишь только потому, что его выпил плюшевый мишка, её любовь к лечению стала бы чуть больше, потому что солидарность с плюшевым мишкой - не достаточное оправдание для того, чтобы пить нелюбимое лекарство, значит сиропчик не так уж и плох. Соответственно, чем меньше награда за выпитое лекарство и чем меньше наказание за невыполнение, тем вкуснее оно для Маши.
Так что, дамы и господа, последовательность, последовательность и только последовательность. Если вы не готовы придерживаться намеченого плана, то лучше выберите иной способ оказания влияния на ребенка.
В следующий раз я расскажу ещё про один приём, который может помочь дать лекарство ребенку. Называется "нога-в-двери".
Posted via
LiveJournal app for iPhone.