В России государство традиционно играет важнейшую роль в развитии экономики страны. Нередко, государство участвует в деятельности предприятий, будучи держателем их акций. Вот только, госкомпании растут в последнее время как грибы в России.
Наиболее сильные позиции государства в транспорте, где «доля» государства достигает 73 %. Основную роль в этой отрасли играют железные дороги, газо- и нефтепроводы. Производство судов, летательных и космических аппаратов (57 %) занимает второе место по уровню «огосударствления». Также государство, владея более 50 % РАО «Газпром», контролирует около 48 % газодобывающей промышленности. Относительно высокая доля государства и в электроэнергетике (35 %).
Тяжесть госкомпаний начинает испытывать самого государство. В январе 2012 года Путин заявил, что следует сокращать присутствие крупнейших предприятий и банков с доминирующим участием государства, а также естественных монополий, включая «Газпром», в капитале других хозяйствующих субъектов, выделить из них непрофильные бизнесы, в том числе медиахолдинги. Также, по мнению Путина, нужно ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России. А все почему?
Не стоит забывать, что госкомпаниями управляют не роботы, а люди, которым порой тоже хочется, под шумок и за государевым крылом, стать миллиардерами. Есть такая российская корпорация, занимающаяся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. Имя ей «Уралвагонзавод». В 2009 году стопроцентным владельцем акций компании стало Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Предприятие серьезное и даже отчасти секретное - делает танки, но газета «Московский Комсомолец» немного «рассекретила» ряд сделок «Уралвагонзавода». Только за последние три года «Уралвагонзавод» приобрел доли в предприятиях, некоторые из них занимаются видами деятельности, которые практически не пересекаются по производственной продуктовой линейке с «Уралвагонзаводом». Между тем «Уралвагонзавод» не только покупал, но и продавал предприятия. И спросите, как заработать, если 100% предприятия является государство?
«Московский Комсомолец» пишет, что для сделок у «Уралвагонзавода» есть куча дочек, в которых уже имеются доли частных фирм, как правило офшоров. Как раз очень много «мутной» воды, вокруг покупки предприятием «УВЗ-логистик» (дочерней структурой НПО «Уралвагонзавод») - угольной компании «Заречная», что в Кемеровской области. Ведь «крупнейший частный дольщик «УВЗ-Логистик» (30 % акций) - столичная фирма ООО «Альтцина». Достоверно известно, что единственный владелец компании - кипрская фирма Voliden Holdings, собственники которой, в свою очередь, скрываются за любимым отечественными предпринимателями словом из трёх букв - BVI (Британские Виргинские Острова). И да - долгов у Заречной аж 37 млрд. рублей. Как вам покупочка?
Получается, что в результате произведенных на бюджетные средства сделок в состав владельцев перечисленных активов попали и кипрские офшоры? МК приводит много аргументов, которые позволяют считать, что в интересах концерна бизнесмена, выходца с Украины (с серьезным случаем ПГМ) Виктора Нусенкиса руководство Заречной, на тот момент Александр Стариков и Виталий Харитонов, выводило кэш из страны, по ходу не забывая и о себе. Если верить фифти-фифти-госменеджерами из УВЗ, вот вам и "частно-государственное партнерство". А у горняков в итоге - задержки зарплат и сокращение социалки…
Poll Поддержи - Добавь в друзья самого доброго автора ЖЖ-)