НАМ НУЖЕН ДЗЭН!

Apr 23, 2009 00:47

Олег Гуцуляк.
НАМ НУЖЕН ДЗЭН:
Размышления над казуальностью украинской ментальности

Высшее образование современного украинского сельского учителя сделало его более меркантильным в сравнении с предыдущим выпускником педагогического училища (семинарии), а также отобрала у учителя харизму наставника. Не дотягивая до университетского мировоззренческого уровня, но чувствуя себя «высшей кастой» в сравнении с носителем специального среднего образования, в школу и клубы культуры пришел пед-/культинститутский «дипло(м)док»: «… Тусклые люди играют украинскую интеллигенцию, - констатирует П. Вольвач. - Скользские, проникновенные писарчуки вместе с райцентровскими баянистами играются в литераторов… Кто-то представляет себя каким-то лидером… Игра в Украину… Игра в жизнь… И фальш, фальш» [Вольвач П. Повітовий етюд // Образотворче мистецтво. - 2000. - № 1-2. - С.19].


Да, и в конце концов, украинскому школьному учителю, в отличие от учителя 20-40-х гг. ХХ в. некуда осуществлять „мобилизацию”: шароварное казачество а ля Мулява проигрывает в сравнении с „найт пати”, а собственная национальная армия никогда не обнаруживала попытки к действию, не имеет политического веса, как, например, армии Израиля, Египта, Турции, Чили, Индонезии, Мьянмы или Алжира ... А УНА-УНСО и сродные с ней организации - (о-)быкновенные „отрыжки” 70-х гг. ХХ в., где смешались контркультура, восточный мистицизм, леворадикальный экстремизм и энтузиазм Свидетеля Иеговы...

Если в других странах критика оккупантов и империализма, политики денационализации и „интернационализма/интегризма”, поверхностного отношения к национальным святиням и языку ведет к прозрению, к освобождению как физическому, так и от мифов и иллюзий, привнесенных „цивилизаторами”-оккупантами, то в Украине наблюдается противоположное („У нас все на оборот”). Ибо результативным для украинского обивателя есть только результат истории Украины - порабощение как духовное (Варшавой, Москвой, западням китчем), так и политическое (татаро-монголы, Литва, Польша, Россия, НАТО), - а не процесс (безуспешные войны за Украину на протяжении 1490-1775, 1914-1921, 1940-1954 гг.).

Нынешний результат истории Украины - независимость - может вывести нас из этого тупика только тогда, когда станет результат этот тем, чем для германських народов есть протестантизм, для ирано-кавказских - ислам, то есть обобщая - чем есть рожденное будущим современное (а не прошлое рождает современное на пути к будущему, как это постулировал А. Бергсон), к тому же, обуславливая и прошлое.

Мы сознательны того, что действенной причиной для обивателя оказывается не то, что есть в действительности (в нашем случае - СНГовская „независимсть” олигархической Украины), а то, чого еще нет, что обнаруживается только в качестве возможности (вновь порабощение Россией или Западом). Такой вот есть диалектика „финальности” - стремление к конечной цели как превращенной казуальности.

Вряд ли можно согласится с тем, что противостоять существующим болезням долженствования и финальной казуальности украинской национальной идеи могут только иные общности, построенные на других ценностях (общеславянских, индоарийский, европеоцентрических, советских и пр.). Специалисты по истории общественных движений давно отмечают, что внедряемая высшими слоями общества и бюрократиями символика далеко не так уж и захватывала «массы» (например, в Греции культивирование неоклассицизма, мобилизация классического наследия, включая язык Гомера, были для простых людей «пустым звуком», не затрагивая интересы и чувства большинства населения).

Скорее наоборот: «… Мы проиграли? Да! Навсегда? Да! Это навсегда будет до тех пор, пока останется прежняя система координат, пока не сменится интеллектуальный уровень элит и к власти не придет по-настоящему честное и интеллигентное руководство, поддерджанное сознательно патриотически настроенной буржуазией. Только тогда может быть создана современная … консолидирующая страну идея - понятная каждому гражданину Украины философия национальной гордости и достоинства!...» [Лауэр Е. Проигравшие навсегда! // Телекритика. - 2008. - № 10. - С. 16].

Поэтому нам нужен „дзен” - палкотерапия („букотерапія”), не для того, чтобы наказать обывателя, а только «… для того, чтобы установить своеобразный непосредственный контакт с жизнью вне каких-либо рефлексий» [Эко У. Дзен и Запад // Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике / Пер. с итал. - СПб., 2004. - С.271].

козаки, образование, Украина

Previous post Next post
Up