Сефарад как историческая родина. В Израиле прошла конференция по истории и культуре сефардов
Ариэль Бульштейн Трагические события, произошедшие в конце XV века на Иберийском полуострове, стали невероятным потрясением для всего еврейского мира. Самые процветающие еврейские общины были уничтожены, и те, кто выжил и отказался перейти в христианство, перебрались в Италию, Северную Африку и различные уголки Османской империи и обосновались там. Фактически, изгнание из Испании и Португалии на долгие века определило не только географическую, но и культурную карту еврейства. Многочисленным последствиям изгнания была посвящена научная конференция «Преследование, насильственное крещение и изгнание из Испании и Португалии», состоявшаяся в Еврейском университете в Иерусалиме.
"Евреи в старой Вене" Людвига Бато, 1928 годВ течение пяти дней на участников конференции обрушился вал информации. Пожалуй, ни одна область деятельности - будь то всей еврейской общины или отдельного ее представителя - не осталось незатронутой. Говорили о разных частях планеты - от бразильского города Ресифи (где изгнанники создали первую еврейскую общину в Западном полушарии, а затем перебрались в Новый Амстердам и положили начало будущей еврейской общине Соединенных Штатов Америки) до венецианского Сплита, свободного Дубровника, немецкого Гамбурга и австрийской Вены. Оказывается, после подписания мирного договора 1718 года между Австрией и Турцией евреям-сефардам, обладавшим турецким гражданством, разрешили селиться и свободно торговать в Австрии. Тем самым, парадоксальным образом их гражданский статус оказался выше, чем статус евреев самой Австрии - им в то время запрещалось проживать в имперской столице! В 1736 году Диего де Агилар (он же Моше Лопес Перейра, назначенный императрицей Марией Терезией монопольным поставщиком табака) даже основал «Еврейское испанское общество в Вене» и получил для этой общины официальное разрешение на самостоятельное проведение молитв. Среди членов общины были сефарды, приехавшие в Вену буквально со всей Европы (из Амстердама, Гамбурга, Лондона, Стамбула, Сараево, Софии, Салоник), из Эрец-Исраэль и даже из Нового Света, а языком общения между ними был, конечно, ладино. Только в 1909 году сефардская община Вены потеряла свой автономный статус и была поглощена значительно большей по размеру ашкеназской общиной Австро-Венгрии.
Профессор Моше Идель рассказал о «сефардской каббале» и ее колоссальном влиянии на еврейскую философию. Это послужило введением к обсуждению невероятной истории жизни Авраама Коэна, известного также под именем Алонсо Нуньеса де Эрреры.
Обложка испанского издания книги Авраама Коэна "Врата на небеса"Границы - никакие границы! - этому человеку были неведомы: судьба бросала Авраама Коэна и его семью из Европы в Марокко, он жил в Пизе, Венеции, Дубровнике, Антверпене и Амстердаме, побывал в английском плену, занимался международной торговлей и писал трактаты о лурианской каббале. В какой-то момент Коэну даже пришлось доказывать, что он еврей. Дело в том, что папские представители в католических странах панически боялись криптоиудеев - евреев, лишь внешне перешедших (или насильно обращенных) в христианство, а на самом деле сохраняющих верность иудаизму. Гражданские власти торговых городов Средиземноморья и Адриатики закрывали на это глаза - с их точки зрения, евреем был любой, кто представлялся таковым, даже если он не носил особых знаков одежды, таких как красная или желтая шляпа, и не жил в гетто. А вот представители Ватикана и инквизиторы усматривали в возвращении к иудаизму самый страшный грех и стремились карать за это.
Чтобы опровергнуть подозрения, Авраам Коэн посетил нотариуса и под клятвой заявил, что всегда был евреем; аналогичные свидетельства предоставили и знакомые его семьи, в том числе и христиане. Декларацию обнаружили в венецианском архиве 4 века спустя, и сегодня она проливает свет на то, что происходило с потомками сефардов.
Криптоиудей и инквизитор. Мексиканская гравюраЗнаменитый профессор Жерар Нахон из Сорбонны поведал о том, как сложилась судьба изгнанников из Португалии. Он исследовал путевые заметки португальских путешественников, посещавших в XIV веке Святую землю и встречавших здесь своих бывших земляков-евреев. По их свидетельствам, основным настроем среди вынужденных «эмигрантов» была грусть - Saudade - по утерянному прошлому в родных местах. Скучать по исторической родине - это так по-еврейски, за прошедшие века ничего не изменилось: недаром даже евреи, бежавшие из Германии накануне Катастрофы, так искренне продолжали скучать по ней и жить воспоминаниями. О том, почему жизнь изгнанников до исхода в «родной» Португалии была совсем не сладкой, рассказал доктор Дов Сточинский из Бар-Иланского университета, а о возврате португальских марранов к еврейству поведала доктор Дора Зум. В Брагансе, которую изучал доктор Сточинский, несмотря на инквизицию и прошедшие столетия, община криптоиудеев сохранилась и по сей день. Так что следующую конференцию то ли в шутку, то ли всерьез предложили провести уже там и пригласить на нее самих марранов. Если они, конечно, решатся прийти. Отметим, что по последним генетическим исследованиям примерно 20 процентов жителей Испании и Португалии являются потомками евреев.
Криптоиудеи Бельмонте собрались праздновать Пасху. Фото из книги Бреннера "Диаспора.
Ну а напоследок Сточинский рассказал забавную историю об особенностях работы среди криптоиудеев. Шмуэль Шварц, открывший миру современных криптоиудеев Португалии, долго и безуспешно умолял жителей португальской деревушки Бельмонте доверить ему тайну своего еврейского происхождения. Проблема заключилась и в страшной подозрительности жителей, и в том, что они не верили в еврейство самого Шварца (в Бельмонте не только никогда не слышали иврита, но и не подозревали, что такой язык существует). Наконец, одна из старушек предложила Шварцу сказать хоть какую-нибудь молитву «на том языке, который, по вашим словам, язык евреев». Шварц, недолго думая, сказал слова «Шма Исраэль: Ад-най Элокейну, Ад-най эхад». Каждый раз, когда он повторял слово «Ад-най», женщины деревни закрывали руками глаза, а затем старушка обратилась к односельчанам и с важным видом выдала свой вердикт: «Он сказал «Ад-най», значит, он еврей!»
Репортажи - Еврейские тексты и темы...