ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА
Институт продолжает традицию европейских "институтов дополнительного профессионального образования" (где представлены исключительно социальные и гуманитарные науки), в которые принимаются люди с высшим образованием, обладатели интеллектуальной компетентности, и целью этих институтов является накапливание критической массы выпускников (которые как ученые формируются и в даном институте, а не только на кафедрах огромных факультетов и университетов "гумбольдтовского типа") и исполнение функций своеобразной зоны обмена знаниями.
Например, таким учреждением стала в послевоенной Франции финансируемая Фондами Рокфеллера и Форда Высшая школа социальных наук (Ecole des hautes etudes en scienes sociales - EHESS; вначале - секция социологических наук Высшей практической школы), среди сотрудников которого можно обнаружить немало имен, которые впоследствии приобрели мировую известность (Ф. Бродель, Ж. Гурвич, А. Койре, Л. Леви-Брюль, Г. Ле Бра, К. Леви-Строс, Л. Февр, Ж. Фридман, Р. Барт, Ж.-П. Вернан, П. Видаль-Наке, П. Бурдьё, Ж. Деррида). Аналогичными концептуальными организациями являются Дом наук о человеке (Maison des sciences de l'Homme - MSH), международная сеть филиалов Университета "Новый Акрополь", "Thule-Seminar", а в постсоветской России - Новый университет "Арктогея", Академия Тринитаризма, Европейский университет, Школа "Языки русской культуры", Московская высшая школа социальных и экономических наук (Российско-британский поствузовский университет) и т.д.
Их ориентация на практическое освоение знаний, а не на лекционные курсы (сведенные к минимуму), облегченная система экзаменов, допуск к занятиям без ограничений гражданства и возраста, карьерная открытость для целого ряда обладателей периферийных позиций составляет противоположность университету "гумбольдтовского типа" с его отвлеченной программой, жесткой многоуровневой экзаменационной системой, карьерой бюрократического типа и тенденцией к "торговле дипломами", а не знаниями. Также существующие в украинском культурном пространстве Украинский свободный университет (Український вільний університет) в Мюнхене и ряд других, однако, тяготеют к "университетской тенденции", избрав за образец французскую Свободную Высшую Школу (Ecole libre des hautes etudes) в Нью-Йорке. При этом в США особенно активно в сфере высшего образования и науки движение "За критическое мышление", нацеленное на устранение недостатков традиционной парадигмы образования за счет введения курсов, развивающих саморефлексивный компонент мышления.
"... Цель ... - не умножение сокровищ памяти, не знание новых фактов, а осмысление того, что приобретено заранее. Будет сообразнее с этой целью, если при изложении ... преподаватель станет иметь ввиду не столько полноту своего курса, сколько или разрешение вопросов, до сих пор остающиеся спорными либо не тронутыми, или разъяснение таких сторон всей исторической жизни, которые почему-нибудь оставались у исследователей на втором плане или же по своему свойству и применению к современным требованиям особенно заслуживают полнейшей обработки" (Николай Костомаров, "Тайна истории: Вступительная лекция ... // Тайны истории. - М.. 1994. - С. 76).
Иными словами, ИСАНС является элементом новой научно-образовательной парадигмы, которая противопоставляется традиционной - информативной. Новую парадигму именуют по-разному - "рефлексивная", "исследовательская", "активистская", "проблемно-центристская", "критическое мышление" и т.п. Суть её состоит в смещении основного акцента с усвоения объема информации на "раскрутку мозгов". Образно говоря, новая парадигма советует, отправляясь в путешествие, не набивать рюкзак только готовым знанием, а захватить с собой мыслительные орудия, позволяющие ориентироваться в любом месте при решении любых задач. Но, по существу, ИСАНС реабелитирует и возвращает тип учёного, который в Германии принято называть Gelehrter - университетски образованного и мыслящего широкими категориями, противоположного типу "делового ученого" (когда научные разработки сосредотачиваются вокруг конкретных, чаще прикладных проблем, а учёные не столько преподают, сколько работают над проектами разнго рода, встечаются между собой на конференциях, а не на собственно университетских мероприятиях, а престиж учёного зависит от того, сколько он имеет грантов, а не от блеска и глубины его лекций).
Кроме того, ИСАНС ставит перед собой задачу формирования личности-интеллектуала. Интеллектуал - это тот, кто отвечает за плоды своей умственной деятельности, а интеллигент - тот, кто не отвечает. Мол, мы тут подумали, что-то решили, но мы за это не отвечаем. Мы выступаем против профанирования знания и статуса интеллектуала в обществе. В этом смысле трудно не согласиться с К. Ясперсом, который писал: "Подлинная наука является аристократическим занятием тех, кто сам посвящает себя этому. Исконное желание знать, которое единственно предотвратило бы кризис науки, - свойство отдельного человека и осуществляется им на свой страх и риск. Теперь, правда, считается невероятным, если человек посвящает свою жизнь научному исследованию. Но это никогда и не было делом толпы. К науке причастен лишь тот, даже если он применяет ее как профессию на практике, кто по своей внутренней направленности является исследователем. Кризис науки - это кризис людей, который охватил их, когда они утратили подлинность желания узнать" (К. Ясперс. Смысл и назначение истории. М., 1992, с. 372). Формировать интеллектуала профессор А.В. Чичерин предлагал следующим образом: чем меньше студент-гуманитарий будет читать учебники и учебные пособия и чем больше - доступные ему исследования, тем высшей будет наша гуманитарная культура (Чичерин А.В. Идеи и стиль. О природе поэтического слова / 2-е изд., доп. - М., 1968. - С.4).
narratif.narod.ru