Dec 18, 2008 14:58
Соучастие должно быть именно как "открытое общество". Но не как общество позднеиндустриального либерализма и консюмеризма (потребительства). А как общество, в котором принимают существование (экзистенцию) как открытость трансцендентному началу.
Как общество, в котором, по М. де Унамуно-и-Хуго, на смену "стаду выборщиков и налогоплательщиков" пришло гражданство из индивидуальных актов самоопределения эмпирических "я", отдающих себя истинной идее всеобщего единства абсолютно свободно, впротивовес, казалось бы, безнадежному противоречию его с действительностью.
Объединение индивидуальных "я" именно в старых понятиях определялось как "национализм", в левацких - "солидаризм", в постиндустриальных - "корпоративизм", в детерминистских - "комплиментарность"...
Современная постиндустриальная эпоха нуждается в новом понятии. Но основыватся оно будет непременно на "теме силы и иррациональности", "силы льва", которая единственная, по Ф. Ницше, может создать себе свободу для нового творчества, которая есть псевдонимом Божественной энергии, требующей от личности участия в общем деле, в "громаде" (правда, попытка реализовать последнее методом "на ура!" обращается бессмертным пшиком).
Но как?!
"… Не имеет значения качество культурных ценностей, которые являются объединяющим фактором", - констатировал ещё Макс Вебер. Раньше именно газеты, в которых сосредотачивалось не самое лучшее из культурного наследия, конденсировали массы наиболее [Гриценко О. Українська популярна культура як об'єкт дослідження // Нариси української популярної культури. - Київ: УЦКД, 1998. - С. 18-19].
Ныне эту роль выполняет телевидение, давая возможность пассионарным личностьям в роли журналиста и репортёра ("пятой власти") с помощью телевизионных технологий бросить вызов обстоятельствам (на Украине "5-й канал" и ТРК "Эра" во время "помаранчевой" революции), что иногда ведет и к гибели "человека длинной воли" (украинский журналист Гия Гонгадзе тому пример).
Но это "работает" только в условиях реальной возможной угрозы со стороны спецназовца с дубинкой или террориста с бомбой.
В условиях же "победившей демократии" обыватель пресыщается склоками и дрязгами политиков, бизнесменов, артистов, топ-моделей, раздражен до беспредела сенсационными Взрывами Компромиссов лиц и западла ...
В Алжире, где революция победила военным путем, через год президентский дворец Бен Беллы танками протаранили ветераны-"моджахеды"... После революции, победившей мирным путем (но явно не без помощи мобильных операторов, - вот кому она наиболее выгодна! - и поэтому с полным правом компания UMC на своих роликах крутила изображения толпы с "помаранчевыми" стягами и эмблемой своей компании в центре), роль тарана (инверсионного взрыва) выполнит подсознательное желание быть свободным, реализующее себя через стиль и технологии особенных "способов выражения".
Реализуя это желание, как указывал Ф. Ницше, свободный человек будет рассматриваться как «… безнравственен, потому что во всем он хочет зависеть от себя, а не от традиции» [Ницше Ф. Утренняя заря / Пер. с нем. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - С.16], он не хочет больше приносить жертв обычаю: «… Так, римлянам христиане казались безнравственными потому, что они заботились прежде о спасении своей души» [Ницше Ф. Утренняя заря / Пер. с нем. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - С.18].
нація