Ругии - это часть западнославянского (полабского) племени родариев (радариев, ротарей), которая вместе с хижанами, черепнянами и доленчанами образовывала Велетское (Лютичское) государство в междуречье Лабы / Эльбы, Пэниты, Одры и жила на острове Руян (Ругия, Рюген) (Видукинд Корвейский, «Деяния саксов», III, 42).
«… На Рюгене известен особый вид керамики - … рюгенские чаши. Они не восходят к типично балто-славянским типам керамики (суково-дзедзицкой и её разновидностей). Они встречаются только на Рюгене и близлежайших территориях. Ближайшие их аналогии находятся в керамике «восточных германцев» 4-5 вв. в Поморье, Силезии и южной Моравии, что явно указывает на ругов. Но с другой стороны, многие из найденных чаш содержали явно славянские вещи - височные кольца, бусины, ножи, и лежали рядом с другой керамикой уже точно балтийских славян. Немецкие археологи сначала признали их «древне-германскими», потом славянскими, а сейчас говорят о том, что это след переемственности между древними ругами и средневековыми руянами. Вообщем раньше немецкими историками (и сейчас в большинстве случаев) оспаривался сам факт какой либо связи ругов и руян и считалось что они разминулись на 2 века. Сейчас выяснилась археологическая переемственность между ними. Концепция славянского пришествия в 6-7 вв в восточную Германию так же основывалась во многом на датировке керамики» [Рюгенские чаши. Часть 1. Чаши древних ругов //
http://nap1000.livejournal.com/38333.html?thread=846781...]. «…Вообще переемственность у славян с дославянским населением наблюдается и в более весомых вещах, чем керамика, имена или архитектура. Кажется, трепанации черепа тоже "растут" именно из древней традиции как раз этих мест. А это уже очень серьёзно, ведь это показатель религиозных представлений и навыков, которые нельзя показать на скорую руку и доступных лишь посвящённым»[Рюгенские чаши. Часть 1. Чаши древних ругов //
http://nap1000.livejournal.com/38333.html?thread=846781...].
Другой частью родариев были укры (uchri, uckri, wucri, wkrzanie), населяющие нынешнее польское Поморье возле левобережья Одры, у реки Вкра (Укра). Территория, которую они населяли, в германских источниках называлась Uckermark (Укра < праслов. Vъkra; ср. гидроним Вакра - озеро на левобережье Оки [Смолицкая Г.П. Гидронимия бассейна Оки (Список рек и озер). - М., 1976. - С.220], Акра - в бассейне Днестра [Словник гідронімів України. - К., 1979. - С.20]). Зная написание немцами самоназвания укров как ucker або ucher (ср. с написанием немцами того времени Киева как Chue) , можно предпложить, что этноним связан со словом (*ucher >) "ухарь" - "молодец, боевитый, удачный".
В 954 г. укры-ротарии поднимают восстание против германских захватчиков и приступом освободили город Волислав (Велелебен) в Старой Марке, между Вербеном и Аренбургом (Старгородом, столицей племени вагров из союза бодричей), и перебили большую часть немцев (Видукинд Корвейский, «Деяния саксов», I, 36). Это выступление стало сигналом к освободительной борьбе полабов во главе с Нако и Стоигневом. К повстанцам присоединились саксонские рыцари Вихман и Экберт. Первый был провозглашен королем и под его руководством полабы осуществили вторжение в Саксонию и овладели замком Кокаресцемия. На помощь славянам двинулись венгерские войска, но возле Лехвельда (955 г.) они были разбиты немцами и предавшими общеславянское дело лехитами. Вскоре были разгромлены и полабы на реке Раксе, а их вождь Стоигнев и 700 пленных были казнены. Но восстания вспыхивали вновь в 958, 959, 960 гг. В 963 г. немцами были разгромлены и союзники полабов - лужицкие сербы.
Вероятно, что обеспокоенная такой ситуацией киевская великая княгиня Ольга (Елена) посылает к германскому императору Оттону І посольство с якобы просьбой прислать епископа для народа ругиев (т.е для части ротариев-укров, которые жили на острове Руян, который немцы называют Руген/Рюген). Удивляет, что Оттон именует Ольгу "королевой ругов" (вероятно, она осуществляла в то время патронат над священным для славян островом), но "делает вид, что не понял" и посылает епископов Либуция и Адальберта не на остров Руген, а в Киев. Миссия епископов провалилась - их изганяют кияне, озлобленные геноцидом немцев относительно полабских сородичей.
Часть укров-ругиев-родариев переселилась на земли истребленных Ольгой деревлян (Правобережное Полесье) и Червенскую землю, которые и получают определение как "Украина".
В память о когда-то мощной и независимой Волинской державе поморских славян новоприбывшие укры-ротарии назвали часть Побужья её именем - Волынь.
Именно укры принесли в бассейн Припяти гидронимию с западнославянскими гидронимными основами (Жерев, Зеремелька, Зеремянка), происходящую от сложенных славянских антропонимов (Жеремишел, Либожада, Любожижа, Радоробель). Вероятно, что именно тогда кодифицируются их языческие представления в т.н. «Влесову книгу», для которой характерны элементы как западнославянских языкв, так и полесского диалекта украинского языка.
"Нас здесь поселила святая княгиня Ольга и её потомки - и на этом мы стоим!" - так имеют право заявлять ныне украинцы на всяческие поползновения рашистов, что "украинцев на Руси не было".
Конечно, речь не идет о замещении одного славянского населения другим. Укры-волыняне слились с местными славянами, принеся свои, древние, праиндоарийско-балтославянского генезиса (ибо сохранены на периферии Славянщины), обычаи и верования тем, кто уже их потерял под влиянием иранского дуализма. Укры-волыняне оказались той пассионарной компонентой (катализатором), которая через несколько сотен лет превратила население между Сяном и Доном в новое качество - "украинцев".
Продолжение по теме - «Полабские славяне и их божества» -
https://proza.ru/2014/07/10/141