Ругии - это часть западнославянского (полабского) племени родариев (радариев, ротарей), которая вместе с хижанами, черепнянами и доленчанами образовывала Велетское (Лютичское) государство в междуречье Лабы / Эльбы, Пэниты, Одры и жила на острове Руян (Ругия, Рюген) (Видукинд Корвейский, «Деяния саксов», III, 42).
«… На Рюгене известен особый вид керамики - … рюгенские чаши. Они не восходят к типично балто-славянским типам керамики (суково-дзедзицкой и её разновидностей). Они встречаются только на Рюгене и близлежайших территориях. Ближайшие их аналогии находятся в керамике «восточных германцев» 4-5 вв. в Поморье, Силезии и южной Моравии, что явно указывает на ругов. Но с другой стороны, многие из найденных чаш содержали явно славянские вещи - височные кольца, бусины, ножи, и лежали рядом с другой керамикой уже точно балтийских славян. Немецкие археологи сначала признали их «древне-германскими», потом славянскими, а сейчас говорят о том, что это след переемственности между древними ругами и средневековыми руянами. Вообщем раньше немецкими историками (и сейчас в большинстве случаев) оспаривался сам факт какой либо связи ругов и руян и считалось что они разминулись на 2 века. Сейчас выяснилась археологическая переемственность между ними. Концепция славянского пришествия в 6-7 вв в восточную Германию так же основывалась во многом на датировке керамики» [Рюгенские чаши. Часть 1. Чаши древних ругов //
http://nap1000.livejournal.com/38333.html?thread=846781#t846781]; «…Вообще переемственность у славян с дославянским населением наблюдается и в более весомых вещах, чем керамика, имена или архитектура. Кажется, трепанации черепа тоже "растут" именно из древней традиции как раз этих мест. А это уже очень серьёзно, ведь это показатель религиозных представлений и навыков, которые нельзя показать на скорую руку и доступных лишь посвящённым» [Рюгенские чаши. Часть 1. Чаши древних ругов //
http://nap1000.livejournal.com/38333.html?thread=946877#t946877].
Другой частью родариев были укры (нем. uchri, uckri, wucri, Ukranen, Ukrer, Vukranen; польск. Wkrzanie, Wkrzanowie; латин. vucranie), населяющие нынешнее польское Поморье возле левобережья Одры, в междуречье Эльбы и Зале и выше до Щецинской лагуны, у реки Вкра, Укра (Wkra, Ukra < праслов. Vъkra; ср. гидроним Вакра - озеро на левобережье Оки [Смолицкая Г.П. Гидронимия бассейна Оки (Список рек и озер). - М., 1976. - С.220], Акра - в бассейне Днестра [Словник гідронімів України. - К., 1979. - С.20]). В немецких источниках она называется Иккер (нем.Uecker). Исток реки находится вблизи села Теммен (нем. Alt Temmen). Затем река течёт в северном направлении, проходя через два озера - Обериккерзе и Унтериккерзе, а затем, впадает в Щецинский залив после прохождения города Иккермюнде .
Территория, которую они населяли с VI в., - районы Померании и Прусской Германии (на северо-востоке современной германской федеральной земли Бранденбург, а также - Полицкий повят на польско-германской границе), - как в германских источниках, так и сегодня носит наименование Уккермарк (нем. Uckermark) [Escher F. Uckermark // Lexikon des Mittelalters (LexMA). - München: LexMA-Verlag, 1999. - Bd. 8. - S. 1172]. Центром племени был Пренцлау (слав. Przęcław; немецкие названия: Premizlawe (1237), Primizslaw (1299), Prentslaw (1316), Prempßlaw (1426), Prentzlow (1484)), а главными городами - Пазевальк (слав. Pozdawilk) и Иккермюнде слав. Wkryujście). Укры оставили бесчисленное количество топонимов в Уккермарк: почти каждое название заканчивается на «-ов» (Брасов, Кармзов, Валмов, Казеков, Грос Пиннов, Тантов, Грнов, Цихов, Пассов), что свойственно славянским наименованиям. Ныне возле города Торгелов находится археологическая деревня-музей Украненланд (нем. Ukranenland), моделирующее раннесредневековое славянское поселение.
Зная написание немцами самоназвания укров как ucker или ucher (ср. с написанием немцами того времени Киева как Chue), можно предпложить, что этноним связан со словом (*ucher >) "ухарь" - "молодец, боевитый, удачный".
В 954 г. укры-ротарии поднимают восстание против германских захватчиков и приступом освободили город Волислав (Велелебен) в Старой Марке, между Вербеном и Аренбургом (Старгородом, столицей племени вагров из союза бодричей), и перебили большую часть немцев (Видукинд Корвейский, «Деяния саксов», I, 36). Это выступление стало сигналом к освободительной борьбе полабов во главе с Нако и Стоигневом. К повстанцам присоединились саксонские рыцари Вихман и Экберт. Первый был провозглашен королем и под его руководством полабы осуществили вторжение в Саксонию и овладели замком Кокаресцемия. На помощь славянам двинулись венгерские войска, но возле Лехвельда (955 г.) они были разбиты немцами и предавшими общеславянское дело лехитами. Вскоре были разгромлены и полабы на реке Раксе, а их вождь Стоигнев и 700 пленных были казнены. Но восстания вспыхивали вновь в 958, 959, 960 гг. В 963 г. немцами были разгромлены и союзники полабов - лужицкие сербы.
Вероятно, что обеспокоенная такой ситуацией киевская великая княгиня Ольга (Елена) посылает к германскому императору Оттону І посольство с якобы просьбой прислать епископа для народа ругиев (т.е для части ротариев-укров, которые жили на острове Руян, который немцы называют Руген/Рюген). Удивляет, что Оттон именует Ольгу «королевой ругов» (вероятно, она осуществляла в то время патронат над священным для славян островом), но «делает вид, что не понял» и посылает епископов Либуция и Адальберта не на остров Руген, а в Киев. Миссия епископов провалилась - их изганяют кияне, озлобленные геноцидом немцев относительно полабских сородичей.
Часть укров-ругиев-родариев переселилась на земли истребленных Ольгой деревлян (Правобережное Полесье) и Червенскую землю, которые и получают определение как «Украина».
В память о когда-то мощной и независимой Волинской державе поморских славян новоприбывшие укры-ротарии назвали часть Побужья её именем - Волынь. Именно укры принесли в бассейн Припяти гидронимию с западнославянскими гидронимными основами (Жерев, Зеремелька, Зеремянка), происходящую от сложенных славянских антропонимов (Жеремишел, Либожада, Любожижа, Радоробель). Вероятно, что именно тогда кодифицируются их языческие представления в т.н. «Влесову книгу», для которой характерны элементы как западнославянских языков, так и полесского диалекта украинского языка.
2.
Хронисты-христиане упоминают божество Поревита (лат. Poreuithus), которому поклонялись прибалтийские укры (Прове - у вагров бодричского союза). Поревит якобы пятиликий бог (у "вендов", т.е. славян), изображался без оружия и почитался в городе Коренице на о. Рюген. Рядом почитался семиликий идол Ругевита, якобы аналог воинственного бога Марса.
Ян Длугош сопоставил Поревита с античной богиней плодородия Прозерпиной-Персефоной, которую, согласно мифам, похитил бог потустороннего мира Аид. Ежегодное возвращение богини на землю сопровождалось началом весны. Так ее мать Деметра-Церера (которую Ян Длугош отождествил со славянской Маржаной) проявляла по поводу возвращения дочери радость.
Укро-славянскую Поревиту можно отождествить с ведической Парвати («Горная»), дочерью бога горных вершин Химавата («Снежного» ~ слав. Земовит). Парвати была первым воплощением ведической богини Сати, персонификации стыда. Она дочь Дакшы («правый, прямой» ~ слав. десница, Десна), которая, не выдержав унижения со стороны отца из-за её любви к Шиве-Рудре, со стыда бросилась в жертвенный огонь и сгорела (здесь «огонь» как троп стыда). Слово «сати» до сих пор применяется к вдовам, которые сжигали себя на погребальном костре мужа. Сати возрождается как богиня Парвати. После тысячелетий неудач утешить Рудру, пребывающего в горе из-за смерти любимой, она все-таки своим подвигом во имя Шивы-Рудры привлекает к себе его внимание.
Поражает, что вторым воплощением богини Парвати была богиня Вакра («Кривая»), представленная в образе мандалического треугольника с вершиной вниз - «треугольная йони» («кривая линга», «вакралинга»).
От брака Парвати и Рудры (санскр. «Ревущий» ~ слав. Руевит / Ругевит) родился бог Сканда («излитый»), которого воспитали богини Плеяд. Культ Сканды тождественен культу двух греческих богов тайны и экстаза Гермесу и Дионису. Он как-бы их объединяет. У славян ему аналогичен Переплут (по В. Иванову и В. Топорову).
3.
Название племенного объединения ротарии / ратарии (лат. radarii) происходит от названия города Ретра (лат. Rethra), где находился главный славянский языческий храм «Риедигост (Ридегост, Радогощ)», в котором стоял идол Сварожича (Zuarasica).
Согласно Гельмольду фон Бозау, город Ретра стоял на острове посреди глубокого озера, с противоположным берегом был соединен бревенчатым мостом: «... «За медленно текущей Одрой и разными племенами поморян, на западе мы встречаем страну тех винулов, которые называются доленчанами и ратарями. „Их город повсюду известен, Ретра, центр идолопоклонства. Здесь выстроен большой храм для богов. Главный из них - Редегаст. Идол его сделан из золота, ложе из пурпура. В этом городе девять ворот, и со всех сторон он окружен глубоким озером. Для перехода служит деревянный мост, но путь по нему открыт только для приносящих жертвы и испрашивающих ответы“…». Титмар Мерзебургский в своей «Хронике» (кн. VI, 24-25), упоминает «… в округе ратарей некий город, под названием Ридегост», который обычно отождествляют с Ретрой: «… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид. Главный из них зовётся Сварожич (Zuarasici); все язычники уважают и почитают его больше, чем остальных. Знамёна их также никогда не выносятся оттуда, за исключением разве что военной необходимости; причём вынести их могут только пешие воины». И затем описывает службы и гадания в этом храме: «... Для тщательной заботы о святилище местными жителями назначены особые служители. Когда они собираются там, чтобы принести жертву идолам или смягчить их гнев, те сидят, тогда как остальные стоят рядом; тайно перешептываясь друг с другом, они с трепетом копают землю, и, бросив жребий, узнают истину в делах, вызывающих сомнение. Окончив это, они покрывают жребий зелёным дёрном, и, воткнув в землю крест-накрест 2 остроконечных копья, со смиренным послушанием проводят сквозь них коня, который считается наибольшим среди прочих и потому почитается, как священный; несмотря на брошенный уже жребий, наблюдаемый ими ранее, через это, якобы божественное животное они вторично проводят гадание. И если в обоих случаях выпадает одинаковый знак, задуманное приводится в исполнение; если же нет, опечаленный народ отказывается от затеи. Старинное, опутанное различными суевериями, предание свидетельствует, что когда им угрожает страшная опасность длительного мятежа, из названного моря выходит огромный вепрь с белыми, блестящими от пены, клыками, и с радостью валяясь в грязи, являет себя многим. Сколько округов в тех краях, столько там и храмов, в каждом из которых почитается неверными идол того или иного демона. Причём вышеупомянутый город занимает среди них особое положение. Отправляясь на войну, они прощаются с ним, а с успехом вернувшись, чтят его положенными дарами; путём жребия и коня, как я уже говорил, они старательно выясняют, что служители должны принести в жертву богам. Особо сильный гнев их смягчается кровью животных и людей».
Ретра была разрушена дважды. В первый раз это произошло в 955 году во время правления императора Оттона I, когда город был разрушен, храм снесен, статуя Радегаста вместе со всеми сокровищами были подарены епископу Бранденбургской марки. В 1065 году полабские славяне восстали, убили немца-епископа Иоанна, а голову его принесли в жертву своему идолу. Корона Радегаста еще в XV веке хранилась в церкви в Гадебуше, вставленная в западное крыло. Второй раз храм разрушили в годы правления герцога Саксонии Генриха Льва (ум. 1195 г.), когда и город Ретра был окончательно уничтожен.
Точное местоположение города пока не установлено, по предположениям, он находился на территории современной немецкой земли Мекленбург - Передняя Померания, Mecklenburg-Vorpommern (Географ Адам Бременский (ок. 1066 г) в «Деяниях священников Гамбургской церкви» пишет: «Говорят, что от Гамбурга до Храма четыре дня пути»). Город Мекленбург имел славянское название Рерик / Рарог и интересно, что в последствие Великим Герцогством Мекленбург вплоть до 1918 года правили потомки славянского князя Никлота (Никлотинги), который происходил из ободритов, южных соседов радариев-ротариев. В конце XVIII века Ретра считалась найденной возле деревни Прилвиц (ныне входит в коммуну Хоэнцириц), более того полагали, что в 1690-х годах там были найдены бронзовые фигурки богов и обрядовные предметы из Ретринского храма, покрытые в соответствии с описанными Титмаром славянскими руническими письменами. Они были замечены в 1768 г. неким доктором в доме своей пациентки в деревне Прильвиц в немецком Мекленбурге. Сын пациентки рассказал, что славянских богов, испещренных руническим письмом, его дед откопал в саду, пытаясь посадить грушу. Среди статуэток было изображение Радегаста - божества, известного по свидетельствам средневековых хронистов: его грудь покрывает подобие щита с бычьей головой, на шлеме - изображение птицы. Находки были описаны, по их мотивам выполнены гравюры. Радегаст попал не только в мифологические словари, но и, например, в оперу-балет Николая Римского-Корсакова «Млада». Однако в настоящее время академическая наука считает эти фигурки поддельными, энтузиасты же восстановления славянской мифологии и истории, напротив, настаивают на независимом и всестороннем обследовании прильвицких идолов.
Средневековые хронисты сохранили описание храма Радегеста в Ретре, главном городе племени ратарей.Гельмольд в «Славянской хронике» (1167-1168гг.) называет богом земли бодричей Радегаста или Радого́ста. По данным Писториуса (von Pistorius), впервые описание идола Радигаста появляется лишь в 1492 г. в первом печатном издании "Саксонской хроники" Конрада Бото. Именно, на гравюре, помещенной в 1133 г., изображен бог Радигаст и сделана подпись: «... В Мекленбурге ободриты почитали бога, именовавшегося Радигост, который имел на груди щит, на котором была изображена чёрная бычья голова, а ещё имел в руке секиру, а на голове - птицу».
На гравюре Радегаст стоит обнажённым на постаменте, у него радостное юношеское лицо и курчавые волосы, на голове - птица с расправленными крыльями. В правой руке он держит у груди голову быка, а в левой - секиру. Помимо того, что гравюра на дереве содержит больше сведений, чем само описание, ошибка состоит в том, что изображения рук заменены местами в результате недосмотра резчика, который вырезал руки так, как было на рисунке, и потому секира оказалась в левой руке. В тексте самой "Саксонской хроники" о Радигасте не сказано ни слова, что давало повод отнести её на счет фантазии иллюстраторов. В «Mater Verborum» бог Радигост сопоставлен Меркурию и сообщено, что он внук Кирта (лат. Mercurius: Radihost, wnuk Kirtow), Кирт же, наряду с Сытивратом (лат. Sytiwrat) и Гладолетом (лат. Hladolet), - славянский Сатурн. Сербо-лужицкий этнограф Абрахам Френцель (1696) пишет: «De Radegastos. Marte Soraborumque altero supremo Deo».
Следует согласиться с современными исследователими, которые считают, что у славян такого божества, как Радогост никогда не существовало. Их мнение основывается на том факте, что впервые этого вопроса касается Титмар Мерзебургский, который сообщает, что в земле славянского племени редарей есть город Радогощ, в котором поклоняются главному богу Сварожичу. Поздние хронисты и историки, судя по всему, пользовались лишь этими данными. Через полвека Адам Бременский пишет уже о городе Ретре и боге Радегасте. Исследователи считают, что он ошибся и перепутал название божества, города и племени, причём имя Сварожич выпало. Известно, что Сварожич - широко распространённое у славян имя божества. Также известно о многих славянских личных именах на гост-, а славяне не называли детей в честь божеств. Кроме того, у западных славян встречается множество топонимов на -гост. Всё это говорит о том, что Радогост - это название города или храма, что такого божества не существовало, а появилось оно только из-за ошибки одного из хронистов (вероятно, из-за схожести с германской лексикой: древнеанглийское rudugást, «бурый дух»).