Как указывает В. Хинц, «горные эламиты» были иранизированы и ныне известны как луры, населяющие несколько провинций Юго-Запада Ирана (историческое название этой территории - Луристан) [Хинц В. Государство Элам / пер. с нем. Л.Л. Шохиной. - М. : Наука, Гл. ред. восточ. лит-ры, 1977. - С. 13, 18]. Их язык считают либо диалектом персидского (в частности, он близок среднеперсидскому - парфянскому и сасанидскому), либо одним из западно-иранских языков (наряду с бахтиярским и курдским, и луры даже считаются субэтносом курдов). Как и в курдских обществах, женщины луров имеют гораздо большую свободу, чем женщины в остальном Иране: участвуют в различных общественных мероприятиях, носят разнообразную одежду и поют и танцуют в разных церемониях. Особенно известны т.н. женские «Лурские танцы» (Bâzi, Bâxte), которые сформировались, развивались и передавались в течение последующих поколений. Из-за обнаруженных изображений на артефактах археологических раскопок из лурских населенных пунктов, очевидно, что история танцев предшествует арийским переселениям на Иранское плато.
Хотя большинство луров являются мусульманами-шиитами, традиционно в лурских семьях практикуют обычаи и обряды, известные как Яресан (Yaresan «сообщество друзей»; в Ираке используется название Kakai, Kaksi; Александру Македонскому они были известны как «уксии»), которая имеет корни в доисламском зороастризме, митраизме и манихействе. Но в конце XIV в. она слилась с южно-курдской мистико-гностической сектой «Ахл-е Хакк» («люди истины»; также - «Али-Илахи»): «внешним» обрядам и воззрениям доисламского Яресана было дано эзотерическое, «внутреннее» истолкование с позиций мистико-гностического шиизма, поэтому выделить собственно доисламское составляющее Яресана для исследователей тяжело. Например, каждый молодой член сообщества проходит через церемонию «Сар-сепурдан» - «Вручение головы», во время которой наставник - «пир» разламывает над головой неофита мускатный орех. Главная форма религиозной активности - джам («собрание»), на котором под руководством пира читаются религиозные тексты и ведутся духовные беседы. Иногда джам дополняется «зикром» - экстатическим пением и танцем. Часто совершаются жертвоприношения- как бескровные, так и кровавые, и они наззываются «сабз намудан» - «делание зелёным». Последователи этого течения не соблюдают традиционных мусульманских обрядов и обычаев, включая известные «пять столпов» (шахада, намаз, ураза, закят и хадж). Традиционный ярсанский пост («ният-марнови») длится 3 дня во время зимы и завершается большой церемонией «Царственной Ночи» («Шаб-е падшахи»). Объединены ярасаны в одинадцать «домов» («кханданов»), во главе которых стоят наследственные учителя («пиры», «сай-йеды»), которые хранят священные писания и истолковывают их верующим.
Однако важно, что в Яресане верят, что солнце и огонь являются святыми существами, следует придерживаться принципов равенства, чистоты, праведности и единства, а также вера в mazhariyyat - последовательные семь воплощений («реинкарнаций», «аватар») божества на земле. По прошествии седьмого цикла развития мира явится Махди или Владыка Времени (Сахиб-е заман), спаситель мира, который совершит Мировой суд на равнине Шахразура или Султании, и души, не успевшие достичь совершенства, будут уничтожены. Все это заставляет некоторых исследователей находить митраические и зерванистские корни в этой религии. Если семь воплощений божества находят сходство с зороастрийской концепцией семи Амешаспентов, а их четыре «помощника» у каждого воплощения находят эксклюзивную параллель в аналогичной зороастрийской концепции четырёх «спутников» у каждого Амешаспента, список которых состоит из ангелов-покровителей дней зороастрийского календаря. В частности, помощником седьмого воплощения Султана Сахака (Саака) являлся «пир Беньямин» как воплощение архангела Гавриила и он имеет титул «Мастер Пакта» и является Вечным Пиром или Духовным Учителем для всех.
Очевидно, что изначально древние божественные воплощения в представлении Ярсани историзировались и соотнеслись с реальными людьми близкой эпохи (Али ибн Абу Талиб, Шах Хошин / Хусейн / Хаджи Бекташ Вели, султан Сахак).
Обычно считается, что спасение доступно лишь избранным: людям, «сотворённым из жёлтой глины» («зарда-гил»), то есть самим яресанам. Остальные люди, «происходящие из чёрной земли» («шак-э сихе»), навечно прокляты. Это важно, как собственно самоназвание «эламитов» означает «люди желтой глины / болота» (haltamti «Элам» от halat «глина, грязь»).