Без сомнения, что Всемирный катаклизм должен был отразиться в мифологических традициях. Как правило, этот катаклизм сопоставляют с мифами о «всемирном потопе», присутствующими во многих культурах на самых отдаленных друг от друга частей планеты.
Но, думается, более верно будет соотнести данный катаклизм, связанный со смещением земной оси и изменением вида звёзд на небосклоне, с особым мифологическим сюжетом.
В индоарийской мифологии есть зафиксированный в «Махабхарате» (кн. 1 «Адипарва», «Сказание об Астике», гл. 15-16), «Рамаяне» (1.45) и «Пуранах» («Бхагават-пурана» VIII. 6-12; «Агни-пурана» 3; «Вишну-пурана» 1, 9; «Матсья-пурана» 241) сюжет о «Пахтании Молочного океана» двумя классами божеств - дэвами и асурами для получения в результате этого напитка бессмертия - Амриты. В ходе пахтанья (сбалтывания) Молочного океана, величественная гора Мандара использовалась в качестве гигантской мутовки, а гигантский змей Васуки - в качестве верёвки. Дэвы держали змея за хвост, а асуры - за голову, вращая таким образом гору и взбалтывая океан. Однако, вскоре гора начала тонуть. На помощь пришёл Вишну в образе своей второй аватары гигантской черепахи Курмы, которая удержала гору на своей спине. Во время пахтанья океана (воды которого превратились сначала в молоко, а потом в масло), из него появился горшок смертельнейшего яда (калакута; халахала), который был настолько токсичен, что обладал способностью разрушить всё творение. Пришедшие в ужас дэвы и асуры по совету Вишну отправились за помощью к Шиве. Почувствовав жалость к ним, Шива выпил весь яд и задержал его в своём горле, отчего оно приобрело синий цвет. С тех пор Шиву также называют именем Нилакантха («синегорлый»). В Молочный океан были брошены различные травы, которые в ходе взбалтывания превратились в 14 сокровищ (ратн), которые были поделены между дэвами и асурами: Шри Лакшми (богиня любви), Каустубха (волшебный божественный драгоценный камень, находящийся во владении бога Вишну и украшающий его грудь), Париджата (небесное дерево с цветками), Варуни (богиня вина), Чандра (луна, которую Махадева уменьшил и укрепил у себя на лбу), Камадхену (чудесная корова, исполняющая желания владельца), Калпаврикша (волшебное дерево желаний), Айравата (белый слон, вахана бога Индры), Рамбха и апсары (нимфы, возлюбленные гандхарвов), Уччахйшравас (белый конь Индры), Шаранга (лук и стрелы Вишну), Шанкха (морская раковина-труба). Наконец, из океана явился бог врачевания Дханвантарис горшком небесного нектара бессмертия Амриты: «… Затем, о царь, когда сыновья Кашьяпы - демоны и полубоги - снова стали пахтать Молочный океан, их взору явился чудесный мужчина. Крепкий и сильный, с длинными руками, он отличался могучим телосложением. Шея Его, отмеченная тремя полосами, напоминала раковину. Его глаза были розоватыми, а тело - темным. Он был очень юн, Его украшали гирлянды, а все его тело было убрано драгоценностями. На нем были желтые одежды и серьги из ярко сиявшего жемчуга. Кончики Его волос были умащены маслом. Его широкие плечи и другие черты говорили о том, что Он силен и крепок, как лев. На Нем были браслеты, а в руке Он держал кувшин, до краев наполненный нектаром. Это был Дханвантари, частичное воплощение проявления Вишну. Он знал науку врачевания и в качестве одного из полубогов был наделен правом получать свою долю во время жертвоприношении» (Бхагавата-пурана, песня 8, глава 8, стихи 31-33).
Между дэвами и асурами завязался жестокий бой за право обладания им. При этом на землю пролилось по капле амриты в четырех местах - Праяге, Харидваре, Удджайне и Нашике. Считается, что с тех пор эти места обладают мистической силой и именно по этой причине там (особенно в Аллахабаде, бывшей Праяге, у слияния рек Ганг, Ямуна и невидимой Сарасвати) раз в двенадцать лет там в январе проводится фестиваль Кумбха-мела («Праздник кувшина»), а каждые 144 года - «Великая Кумбха-мела». Но, в конце концов, асуры одержали верх над дэвами и забрали всю Амриту себе.
Дэвы тогда снова обратились за помощью к Вишну, который принял форму Мохини - девушки необычайной красоты. Воспользовавшись тем, что асуры были отвлечены её красотой, Мохини похитила у них Амриту и раздала её дэвам, которые наконец смогли отведать небесного напитка. Один из асуров по имени Раху принял облик дэва, намереваясь таким образом испить нектара, однако Сурья и Чандра признали самозванца и сообщили о нём Мохини. Раху начал пить амриту, но перед тем, как он смог проглотить её, Мохини отрубила ему голову с помощью божественного диска Сударшана-чакры. В результате, уже соприкоснувшаяся с нектаром голова демона стала бессмертной и превратилась в планету Раху, которая, желая отомстить Солнцу и Луне, иногда проглатывает их, вызывая, таким образом, солнечные и лунные затмения. Всё закончилось тем, что испившие амриты и набравшиеся сил дэвы одержали верх над асурами.
Возможно, следует истолковывать данный миф как свидетельство о некоем глобальном катаклизме, связанном с Индийским океаном и омываемой им Антарктидой, образно представленной как гигантская черепаха Курма с водруженной на ней горой Мандара, а «горшок с ядом» (в «Авесте» - ядовитые воды и реки) - это вулканические газы, освободившиеся из недр земли вследствии извержения.
***
По нашему мнению, параллелью индоарийскому мифу о пахтании океана является ... (читать статью полностью тут:
http://www.proza.ru/2016/11/20/211)