Зевс после того, как Прометей украл огонь с помощью Афины, поддался уговорам своей мудрой дочери и сжалился над людьми - открыл им тайну политической жизни (политейи), воспитания (пайдейи) и военного дела.
Императоры Диоклетиан и Максимиан (и Констанций) и Максимиан (то есть Галерий) в эдикте о манихеях (302 г.) к Юлиану, проконсулу Африки, писали: «… бессмертные боги в их провидении предусмотрели, чтобы принципы правды и добродетели были, согласно совету и обсуждению многих добрых, великих и умных людей, приняты и установлены в их целостности. Неправильно противопоставлять себя и сопротивляться этим принципам, и не должна древняя религия подчиняться цензуре новой веры. Итак, весьма преступно обсуждать доктрины, которые один раз и навсегда были установлены нашими предками, и которые имеют свое признанное место и движение в нашей системе...» [Из «Эдикта Диоклетиана против манихеев» (302 г.) / Пер. с лат. //
http://newcecropia.blogspot.com/2013/09/302.html].
Пророком этого откровения и был Геракл: «… Геракл повсюду проповедовал и разъяснял учение Зевса. Куда бы он ни забредал, везде оставлял свои столбцы со знаками повой письменности. Конечное поражение варварства и победа новых идей - вопрос культуры, рассуждал он. Значит, необходима единая культура, единая письменность, чтобы народы сошлись воедино, чтобы установилось всенародное братство, чтобы - мир, мир, мир под эгидой объединяющих Зевсовых идей. Таков был Геракл, таковы его принципы. Случайно ли повсюду в тогдашнем мире, от Египта и Испании до Малой Азии, мы видим жертвенники и святилища в его честь? Случайно ли, что всюду, где он бывал, даже неверные язычники с любовью приносят в его память жертвы на протяжении чуть ли не полутора тысяч лет?! Геракл не был нетерпимым сектантом, он представлял гуманный зевсизм. (А как характерно и красноречиво самое имя, которое он принял в Дельфах или в Додоне! Ведь «Геракл» означает «Слава Геры». То есть: «Я сражаюсь за равенство мужчин, а не против женщин и не желаю ни малейшего ущерба никакому божеству, хотя бы и женского рода; я веду бой против варварства, против кровавой тирании, против несправедливости, как повелел мой небесный отец»). Люди представляют Геракла этаким забиякой-воякой. Какое заблуждение! Геракл - крупнейший представитель педагогического оптимизма в европейской истории: обучение, воспитание было главным оружием, с помощью которого он хотел добиться победы своих идей» [Мештерхази Л. Загадка Прометея // Мештерхази Л. Избранное. - М.: Прогресс, 1977. -
http://www.lib.ru/INPROZ/MESHTERHAZI/prometej.txt] Геракл у древних авторов носит эпитет «σωτήρ τής οἰκουμένης» (soter tes oikumenes - «Спаситель Вселенной»), его функции космического медиатора и спасителя неизменно подчеркиваются.
Тут интересным аспектом поворачивается и философия Ф. Ницше с его идеей «воспитания сверхчеловека»: «… Я с удовольствием слышу, что наше Солнце быстро движется к созвездию Геркулеса, - и надеюсь, что человек на Земле будет в этом отношении подражать Солнцу. И впереди окажемся мы, добрые европейцы» («По ту сторону добра и зла», 243).