Олег Гуцуляк: Геокультурная дихотомия: Украина - "У Солнца", Закраина - "На куличках"
Подлинное название присвоивших ныне себе чужое имя "русские" - закраинцы. Изначально именно русины из Украины были переселенцами в Закраинские северо-восточные земли. Но затем, из-за смешения с угро-финским и тюркским культурно-генетическими континуумами, радикально обособились способом мышления и стереотипом поведения от своих первоначальных славянских предков и их потомков, оставшихся на изначальной земле (Украине).
Типологически это схоже с феноменом из германской этнической традиции, где есть Inlander и Auslander, рейхсдойчи и фольксдойчи.
Таким образом, есть Украина (внутренняя земля), и есть Закраина (внешняя земля).
С этим также связывается существование такого явления, как бинарной пары «речь для своих» и «речь для чужих». В нашем варианте это -"украинский" ("мова", от "молвение слов" по чину и достоинству божественных предков-словян) и "закраинский" ("язык", от произношения слов в соответствии с этнической особенностью - "языком своим", "извращая слово по своему вкусу", создавая разнообразные "отвратительные наречия", "говоря, как хочется, без любви к словам и вещам").
Украина - это отделение, в первую очередь, от большого «кочевого» мира, стремящегося «срыть межи» и уйти за горизонт - "за край" (и его потомка - «России, границы которой там, где горизонт»). В этом «нашем периметре пространства» (locus amoenus, Heimat, Украина) чувствуется в своей приватности единство целого (например, межэтническое "мы - казаки"), а в целом - своя приватность (неповторные "я" - сначала как русин, литвин, молдаван, лях, черкес, абазин, татарин, затем - как наделенный определенной характерной особенностью, закреплённой в смешном "прозвище-фамилии").
Изначально человек в Украине реализует себя не просто как «Человек Пространства», сформированный и обусловленный специфическим качеством пространства - рельефом, ландшафтом, как это лишь видиться закраинцам (см.: [Дугин А.Г. Основы геополитики: Геополитическое будущее России. - М.: Арктогея, 1997. - С.13]), а как человек «сакрального пространства», «священного круга», «центра мира», «царства Солнца», где встречаются Небо и Земля (Геракл и Ехидна, прародители скифов; Дажьбог и Ягна, прародители славян), где в человеке осуществляется эта встреча («Царь Христос на небесах и в нас, упование славы» ), через него проходит касание всех миров и всех связей - прошлого, нынешнего и будущего.
Будучи вторичным, человек Закраины, наоборот, не достигнув верха, небес, вынужден лететь только к горизонту, больше и некуда, «… «Россия - ледяная пустыня, а по ней ходит лихой человек». Да, лихой. Да, ходит, факт. Но куда он ходит по этой ледяной пустыне? А он просто ходит. И в результате никуда не идет. И поэтому человеку абсолютно все равно, что его церкви расписаны иконами в стилистике уже 1000 лет назад как умершей византийской души... Именно из этого отсутствия и вылезают разные «духовные скрепы» и подобные душевные уродства, каждый раз разные. Русская культурная жизнь - это непрерывная череда подражаний и заимствований, постоянное «хождение» между ними. Результат отсутствия души - русский рефлексирующий человек всегда или потерянный, или потерявшийся; души-то у страны нет... У России души нет. А русская душа - это хаотическое бросание из крайности в крайность. От вершин духа до бездн мерзости. И наоборот… Увы, Россия - это зомби. Иначе призрак коммунизма или бы материализовался, или бы наконец рассеялся; туда, где есть своя душа, чужие временные души не вселяются … Кризис души вызывает кризис идентичности; отсюда происходит массовое придумывание идентичностей. Отчего «западники» и «славянофилы»? А души страны нет, направление не чувствуется. Потому направление приходится выдумывать и разъяснять... Когда нет души страны - все души слишком разные. И оттого не понимающие друг друга. Потому и пить с чертями - вроде как нормально…» [Морозов С. Эгрегоры без мистики - 2 //
http://ms1970.livejournal.com/129146.html]. И жить у "черта на куличках".
Читать дальше:
тут -
http://www.proza.ru/2015/02/27/184или тут -
http://primordial.org.ua/archives/5307