Церкви на Западе пустые, может, не потому, что у людей там ничего святого, а потому, что не надо бежать в них спасаться от мира. Святое, христианское они равномерно разлили, разбрызгали по всей своей цивилизации, пропитали им все. Запад сейчас - это мир разлитого по всей жизни, растворенного в жизни христианства. Евангельскими ценностями прошита
(
Read more... )
В 1996 году я крестился и ходил на литургию в один из севастопольских храмов еженедельно. Севастополь город красный. В церкви людей было очень мало. К началу литургии в 7 утра 20-30 человек, к концу 100-120. Панихида 18 июля по царской семье еще в 1999 (!) служилась в подполье, в нижнем храме, на нее приходило 5-7 человек и батюшка, служил бесплатно, но просил никому не говорить - «чтобы не было проблем».
2005 год. К 7 утра также 20-30 человек. Ситуация меняется, к 9:00, когда священники выносит чашу для причастия. Огромная, обитая железом дверь, начинает работать со скоростью турникета в метро. Запыхавшееся прихожане, расталкивая друг друга, бегут получить дозу «благодати». Храм, рассчитанный на 300-400 человек, наполняется народом человек 500-600. Толчея, вопли, детей, крики «Дайте сдачи», звон денег. Бабки с сумками с картошкой радуются, что успели с утра на рынок. Барыги с золотыми цепями и шампурами толкают мамаш с выводком детей, потому что опаздывают на шашлыки. Зачем эти люди собрались на причастие, ведь большинство из них не верит ни в Бога, ни в черта, ни в бессмертие души? Варианты ответов моих знакомых:
- Чтобы дети не болели/хорошо учились.
- Чтобы «тема» шла.
- Жена потребовала.
- Чтобы новую машину купить и т.д. и т.п.
Так что вряд ли стоит походить к вопросу исключительно с количественными оценками. Впору храмы переименовать в Комбинаты по предоставлению ритуальных услуг.
Reply
Reply
Leave a comment