20 фактов о необычных ресторанах и кафе Израиля.

Nov 18, 2015 23:53


1. Еда - не просто совокупность продуктов питания, но и культура, и образ жизни, и философия. Недаром национальные кухни считаются своего рода словарями, разговорниками, помогающими понять язык того или иного народа. Народ Израиля любит покушать, а еще больше любит поспорить, где лучше кушать. Поэтому, чтобы освоить «израильский язык», нужно не скупиться на «разговорники», то есть лично знакомиться с ресторанами, кафе и прочими едальнями еврейского государства.

2. Если есть рестораны-разговорники, то есть и рестораны-учебники истории, посещение которых дает нечто большее, чем просто гастрономическое удовольствие. Иногда помещение рассказывает не менее интересную историю, чем меню. Например, иерусалимский ресторан «1868» находится в здании, которое действительно построили в 1868 году. Это был первый в Иерусалиме дом за пределами крепостных стен Старого города.
3. Первым ресторатором Тель-Авива был уроженец Севастополя Моня Коэн, а первым дорогим рестораном города - его детище, ресторан «Карлтон». Моня открыл «Карлтон» в 1924 году, и заведение быстро обрело популярность. Большинство посетителей были постоянными клиентами (причем некоторых привлекала вовсе не изысканная кухня, а тот факт, что во многих съемных комнатах города попросту не было кухонь), у многих было «свое» место. Столовавшиеся здесь же чиновники британского мандата придавали ресторану космополитичный оттенок; под стать были и столовые приборы: английский фарфор и богемское стекло высшего качества.
4. В «Карлтоне» обычно обедал поэт Авраам Шленский (если его не было в «Карлтоне», он пропадал в не менее известном кафе «Ливанский снег»). Возле стола маэстро всегда толпились почитатели, ловившие каждое слово Шленского и с уважением наблюдавшие за тем, как предмет их страсти поглощал бесконечные стаканы водки.
5. Поначалу ассортимент «Карлтона» был основан на привычной Коэну русской кухне. Однако это мало соответствовало роскошному имиджу, и тогда кухня ресторана стала европейской (при этом ни у кого так и не поднялась рука вычеркнуть из меню борщ). В 1934 году Моня побывал в Вене, после чего к меню «Карлтона» добавился венский шницель. В «Карлтоне» подавали свинину, поэтому для будущего министра раввина Йосефа Бурга, который каждое утро завтракал и брился электробритвой в центральном зале ресторана, купили специальный набор стеклянной посуды, предназначенный только для кошерных ингредиентов.
6. В 1945 году «Карлтон» закрылся, а Моня открыл более скромное заведение - молочный ресторан «Тнува», где подавались разные блюда домашней кухни. Очень быстро «Тнува» стала местом встреч командиров Хаганы и Пальмаха, а после создания Государства Израиль в этом ресторане любили посидеть министры, дипломаты и иностранные журналисты.
7. Есть рестораны, которым колоссально повезло с адресом. Можно только позавидовать маркетологам ресторана «Дизенгоф 99»: разместившись по такому адресу, просто делаешь его названием ресторана и готовишься принимать толпы людей, помешанных на одноименном культовом фильме режиссера Ави Нешера. Лучше бренда не придумаешь. Учитывая, что этот фильм стал символом молодости и взросления сотен тысяч (а то и миллионов) израильтян, даже рука строгого ресторанного критика вряд ли поднимется, чтобы охаять место с таким ассоциативным багажем.
8. «Черняховский 6» - это удачное адресное название другого популярного тель-авивского ресторана. Именно по этому адресу таинственная девушка назначила свидание герою одной из незабываемых песен рок-группы «Машина» - целое поколение израильских подростков выкрикивало слова: «Черняховский шесть, в пять часов, только приходи один». Теперь у этого поколения уже есть свои дети, что обеспечивает заведению с одноименным названием устойчивую клиентуру. При этом мало кто обращает внимание на маленькую хитрость: на самом деле ресторан разместился хоть и на улице имени блистательного поэта Шауля Черняховского, но все же в доме № 5.
9. Хотя меню «Черняховский 6» открывается четверостишием поэта, его никак нельзя назвать литературным рестораном. На это звание сегодня в Израиле вообще-то может претендовать только одно заведение - иерусалимское кафе «Тмоль шильшом». Здесь литературны не только внешние атрибуты и название, отсылающее к последнему большому роману Агнона, но и атмосфера, и многие из посетителей.
10. А сам Агнон был завсегдатаем тель-авивского «Кафе Лоренц», открытого еще в 1909 году, и упомянул его именно в романе «Тмоль шильшом». В 1925 году на втором этаже кафе открылся синематограф, но «культурные войны» вокруг «Кафе Лоренц» возникли из-за другого начинания - притягивавших немало зрителей спектаклей на идише, которые ставили здесь же. В ответ ученики ивритской гимназии Тель-Авива устраивали у кафе бурные митинги с требованием творить только на иврите.

11. К числу некогда литературных заведений можно отнести существующий уже 66 лет тель-авивский ресторан «Китон» на улице Дизенгоф. В «Китоне» к стульям прикреплены таблички с именами знаменитостей, любивших там откушать. Глаз сразу находит известные имена: музыканты Артур Рубинштейн и Айзик Штерн, поэт Александр Пен и актриса Хана Ровина, художник Йехезкель Штрайхман и писатель Эфраим Кишон. «Китон» в те далекие годы ассоциировался с богемой, и даже название этому ресторану подарил Александр Пен: китон - это «комнатушка», и удачнее названия для крошечного ресторанчика на самой статусной улице тогдашнего Тель-Авива было не придумать.
12. И все же самый заметный след в истории тель-авивской культурной сцены оставило другое дизенгофское заведение - открытое в 1944 году кафе «Кесит». Место у столика в «Кесит» было входным билетом в круги богемы, особенно если это место было неподалеку от стола, за которым сидел Натан Альтерман. Говорят, каждый день Альтермана начинался с того, что он заходил в «Кесит» и выпивал традиционный бокал коньяка. Поэты и художники просиживали в кафе днями напролет, а вот платить по счетам не любили. Проще всего было с художниками - те, как водится, платили за еду и напитки собственными картинами.

13. Яффский ресторанчик «Доктор Шакшука» примечателен уже тем, что идея его создания и даже название зародились за решеткой. За нелегальные операции с валютой Бино Габсо довелось провести целый год в тюрьме, где к нему приклеилась кличка «доктор Шакшука»: Габсо великолепно готовил это блюдо, которое прочие заключенные просто обожали. Выйдя в 1992 году на свободу, он понял, что вне стен тюрьмы существует не меньший спрос на вкусную еду, и открыл ресторан, где шакшука правит бал и по сей день. Простенькое детище бывшего арестанта, разместившееся на блошином рынке, обрело такую известность, что частенько занимает первые места во всевозможных рейтингах, обходя дорогие и претенциозные рестораны.
14. Иерусалимский аналог «Доктору Шакшуке» надо искать нарынке Махане Йехуда. Идеальным кандидатом на эту роль представляется «Азура». В «Азуре» и сегодня весь ассортимент - а это преимущественно сефардские блюда - готовят на примусах. Как-то утром сюда попал Карло Петрини, президент всемирной ассоциации «Слоу Фуд»; покинул «Азуру» он только к вечеру, перепробовав все, что умеет готовить ее колоритный владелец, он же повар. А еще «Азура» может похвастать тем, что принадлежит к числу немногих израильских заведений, увековеченных в песнях. Такой подарок ей преподнес Йоси Банай, по словам которого только в «Азуре» можно вернуться в детство и отведать «мамину еду».
15. Выбор израильских кулинарных стилей отражает пестроту еврейской истории: все страны, в которых жили евреи на протяжении веков, представлены теперь в Израиле соответствующей кухней. Евреи Средней Азии перевезли в Страну Обетованную бухарские рестораны (кухня «Самарканда» из Ор-Йехуды ничем не уступает кухням Самарканда); евреи Болгарии и Румынии прихватили с собой ресторанные традиции Балкан; и даже последняя волна репатриации из Эфиопии уже успела породить пару-тройку эфиопских заведений.
16. Представлена в Израиле и кухня иракских евреев, главным кулинарным вкладом которых считается сабих. Потомки выходцев из Ирака - а с ними и представители других диаспор - продолжают уплетать сабих по субботам, а если вам захотелось отведать «новой иракской кухни», отправляйтесь в народный ресторан «Самбусабих» в Петах-Тикве. Идея скрестить другое иракское ноу-хау, самбусек, с сабихом пришла в голову Авиву Бен-Мохе еще когда он трудился на ниве израильского хай-тека. Результат оказался столь успешным, что Бен-Моха оставил индустрию высоких технологий, и, судя по очередям в ресторане, его патент самбусабиха (баклажаны + яйцо + сваренный в шафране картофель + зерна хумуса + лук + тхина +домашний хумус + приготовленная по тайному рецепту амба) ценится народом ничуть не меньше, чем самые модные гаджеты.
17. Одна из самых примечательных тель-авивских едален называется «24 рупии». Откуда взялось название? История «24 рупий» началась с того, что владельцы, бывшие бэкпекеры, вернувшись из путешествия по Индии, открыли свой ресторан в съемной квартире в доме номер 24 по улице Рупин. Правда, за удовольствие перенестись в индийскую атмосферу и отведать настоящего тали с вас возьмут примерно 240 рупий, а именно 24 шекеля.
18. А вот Эйлат гордится «Звездой Красного моря», первым в мире подводным рестораном. Здесь мимо окон проносятся не автомобили и мотоциклы, а стайки разноцветных морских рыбок. 70-метровый мост соединяет эту жемчужину с берегом. Преодолев его, остается лишь спуститься на лифте под воду, и все - можно ощущать себя капитаном Немо. Такого больше нигде нет. И, несмотря на всю экзотику подводной гастрономии, проект еще и абсолютно экологичен.
19. В Израиле есть по крайней мере один ресторан, шеф-повара в котором назначил Ватикан. Речь идет о ресторане La rôtisserie, который находится в монастыре «Нотр-Дам» в Иерусалиме и принадлежит Святому престолу. Католики выписали из Испании шеф-повара Родриго Гонсалеса Элиаса, который - в качестве хобби - изучает еврейские и арабские влияния на испанскую кухню. Гонсалес Элиас совершенствуется в кулинарном искусстве в надежде, что его успехи понравятся боссу - папе Бенедикту XVI.
20. Израильский ресторан с самым странным названием - это ресторан «E-ZUGI» (на иврите и-зуги - «нечет»). Все дело в том, что здесь по никому не ведомой причине можно заказать только нечетное число блюд. На сумму счета это правило не распространяется. Оригинал взят у pusikas
АРИЭЛЬ БУЛЬШТЕЙН

РЕСТОРАНЫ, рассказ, Израиль

Previous post Next post
Up