Как Америка полюбила водку

Mar 12, 2018 01:22



В июне 1950 года протестующие бармены вышли на Пятую авеню в Нью-Йорке и призвали положить конец «Московскому мулу». По крайней мере, так говорилось в истории, которую Джон Мартин, покойный продавец спиртных напитков, поведал газете Hartford Times в 1964 году. «У них был большой плакат со словами: “Пора покончить с ‘Московским Мулом’ - Нам не нужна водка Smirnoff”, - сказал Мартин. - Он попал на главную страницу New York Daily News. После этого люди толпами ринулись ко мне. Они хотели знать, что мы будем с этим делать. Делать! Это было здорово. Все люди, которые видели плакат, спешили в бары, чтобы попробовать напиток».


На момент проведения демонстрации водка была достаточно популярной. До 1930-40-х годов этот алкогольный напиток считался странным, чуждым и малоизвестным. Американцы предпочитали пить джин, а не водку, которую считали «незваным гостем» из-за границы. Однако к 1950 году этот алкогольный напиток стал весьма популярным, и в этом немалую роль сыграло появление упоминания о «Московском муле», водочном коктейле, в газете New York Daily News, как утверждал Мартин.

В истории Мартина есть доля истины. В 1950 году в Нью-Йорке действительно происходили антироссийские протесты, однако об июньских выступлениях нет никаких записей. Кроме того, после просмотра архивов New York Daily News не было обнаружено ни одного номера, первая полоса которого содержала бы фотографию вышеупомянутого плаката. Но эта история, которая была запоминающейся и передавалась от одного человека к другому, была типичным трюком Мартина, хитрого продавца, без которого водка, скорее всего, никогда не завоевала бы американский рынок.



Реклама водки Smirnoff, опубликованная в журнале Playboy в 1969 году

Однако всё началось задолго до этого. Первой упавшей костяшкой домино была Революция 1917 года в России. До неё водка Smirnoff стояла в одном ряду с элитными алкогольными брендами; это был любимый напиток при дворе царя Александра III. Однако после начала социалистической революции семье Владимира Смирнова пришлось бежать за границу. Он открыл спиртоводочный завод во Франции, однако в стране вин и коньяка его напиток не пользовался особым спросом. В 1925 году испытывающий трудности Смирнов познакомился с Рудольфом Кунеттом, молодым винокуром, который сбежал от революции в Америку. За 54 тысячи франков (примерно 50 тысяч долларов в переводе на современные деньги) он продал Кунетту эксклюзивные права на производство и продажу водки Smirnoff в Соединённых Штатах и Канаде.

Возможно, Кунетт считал, что «Сухому закону» осталось недолго, поэтому эти инвестиции станут оправданными. Тем не менее, запрет был снят лишь девять лет спустя, и ни о какой прибыли не могло быть и речи. В марте 1934 года, после того как «Сухой закон» был отменён, Кунетт открыл первый в стране водочный завод в городе Бетел (штат Коннектикут) и начал ждать огромной прибыли. Однако американцы не хотели пить водку. После тринадцатилетнего запрета они, казалось, отдавали предпочтение своим старым фаворитам, таким как виски, джин и пиво. В первый год своего существования завод Кунетта продал всего 1200 ящиков водки, в основном русским и польским эмигрантам, проживавшим в том районе.

В конце концов, Кунетт обанкротился. В 1938 году он попытался продать свой бизнес за 50 тысяч долларов G. F. Heublein & Bros, дистрибьютору продуктов питания и напитков. У владельца G. F. Heublein & Bros, Джона Мартина, не было таких денег, поэтому он решил выкупить у Кунетта оборудование за 14 тысяч долларов (примерно 250 тысяч долларов в переводе на современные деньги). Джон Мартин предложил Кунетту сделку: он выкупит права и его оборудование, предоставит ему работу и право получать 5% прибыли с каждой проданной бутылки Smirnoff за последующее десятилетие. (Кунетт считал, что это было гибельное дело.) Heublein нельзя было назвать процветающей компанией - она держалась за счёт продажи соуса A1 Steak Sauce во время действия «Сухого закона», однако это была инвестиция, которую она могла себе позволить.



Реклама водки Smirnoff в журнале Sports Afield (1965 год)

Поначалу продажи оставались на прежнем уровне. Причину понять нетрудно. Водка - это чистый зерновой спирт, смешанный с водой и отфильтрованный при помощи древесного угля. Это буквально нейтральный алкогольный напиток - без ярко выраженного вкуса и запаха. Однако компания Heublein верила, что лёгкость и относительно низкие расходы на производство водки принесут ей хорошую прибыль.

Затем Мартин заметил необычный всплеск продаж водки в Колумбии (штат Южная Каролина), где дистрибьютор сначала заказал 10 ящиков, потом 50 и, наконец, 500.

То, что произошло, было любопытным слиянием умной рекламы и простой удачи. Компания Heublein, по словам Мартина, начала разливать водку в бутылки ещё до того, как получила крышки с правильной надписью. На старых крышках было указано «виски» вместо «водка». Дистрибьютор из Южной Каролины, как сказал Мартин в своём интервью для Hartford Times, воспользовался этой путаницей и выдал лозунг: «Белый виски Smirnoff - ни запаха, ни вкуса». «Конечно, это было незаконно, но дела пошли вверх, - заявил Мартин. - Люди смешивали его с молоком и апельсиновым соком». Да, у алкогольного напитка Smirnoff не было вкуса, однако это стало его преимуществом. В то время как употребление виски влияло на свежесть вашего дыхания, водка практически не оставляла следов, что послужило вдохновением для запуска компании "Smirnoff Leaves You Breathless".

Американцы любили употреблять коричневые спиртные напитки в чистом виде, а белые, такие как джин, они предпочитали смешивать. Коктейль становились всё более популярными, и водка оказалась полезным ингредиентом. «Отвёртка» - апельсиновый сок и водка, «Кровавая Мэри» - томатный сок и водка, «Айс-пик» - холодный чай и водка, «Буллшот» (сегодня преимущественно забыт) - тёплый пряный говяжий бульон и водка.



Реклама Smirnoff для журнала Playboy (1967 год)

Однако самым популярным был «Московский мул», придуманный Мартином и Кунеттом. Напиток впервые появился в ресторане Cock’n Bull в Лос-Анджелесе в 1940 году. У владельца заведения, Джека Моргана, было много домашнего имбирного пива, которое он безуспешно пытался продать (американцы предпочитали имбирный эль). Его девушка, Озелин Шмидт, которую Мартин описал как «великую, большую, красивую, пышногрудую женщину», была наследницей медной фабрики, испытывающей трудности со сбытом продукции. Кунетт, который занимал должность менеджера по рекламе, встретился с Морганом, Мартином и Шмидт, чтобы создать напиток, который объединит имбирное пиво и водку Smirnoff. В «Московском муле», защищённом авторским правом, эти ингредиенты смешивались с соком лайма и подавались в медной кружке.

После начала Второй мировой войны Heublein перестала производить Smirnoff. Затем, в 1946 году, Мартин начал активно продвигать коктейль «Московский мул», снабжая бары по всей стране идентификационными комплектами и инструкциями по приготовлению. Поначалу бармены отказывались готовить коктейль. Мартин сказал: «Они говорили: “Что, выпить эту дрянь? Русский динамит? А потом сдохнуть? Ни за что, сэр!”». Тогда он решил разработать схему, которая задействовала недавно изобретённые фотоаппараты Polaroid.

Мартин готовил «Московский мул», и если бармен пробовал коктейль, он фотографировал его на память с медной кружкой в руках. Он обычно делал две фотографии - одну для жены бармена, другую - чтобы взять с собой в бар через дорогу.



Реклама водки Smirnoff для журнала Newsweek (1970 год)

Популярность коктейля «Московский мул» росла. «Он быстро завоевал признание людей», - писала газета New York Times в 1954 году. Американцы не употребляли много алкоголя (потребление спиртных напитков в 1953 году увеличилось примерно на 6%), однако они пили водку в огромных количествах. Её производство выросло на 47 процентов, и «Московский мул» сыграл в этом немалую роль.

Водка также извлекла выгоду из своей популярности в Голливуде, где в попытке сохранить чистую репутацию алкоголь был запрещён многими контрактами. Лозунг «Она не оставляет запаха алкоголя» привлёк тех людей, которые не хотели, чтобы их застукали за употреблением алкоголя на работе или в нерабочее время. Эта связь способствовала продвижению Smirnoff - на вечеринке, которую устроила Джоан Кроуфорд в 1947 году, подавали только водку и шампанское. Smirnoff продолжала доминировать на рынке, составляя 99,5 процентов внутреннего производства, вплоть до 1970-х годов. По сути, она была единственной водкой, которую знали большинство американцев.

Тем не менее, Холодная война породила антироссийские настроения. Протесты против русских напитков стали обычным делом, и газета New York Daily News часто освещала эти события. Чтобы противодействовать этому, рекламодатели делали акцент на связи водки с Российской империей, а не коммунистами. В рекламных кампаниях Smirnoff принимали участие британские и американские знаменитости.

В фильмах о Джеймсе Бонде после 1962 года признанный враг советской России постоянно заказывает мартини с водкой. Это был глобальный напиток, а не русский, и даже самому патриотичному американцу не было о чём волноваться.



Реклама Smirnoff, опубликованная в журнале Playboy в 1966 году

В 1970-х годах употребление водки среди американцев вошло в привычку. Согласно данным, в 1975 году было продано 304 миллиона литров водки. На протяжении последующих десятилетий популярность водки росла (благодаря знаменитой рекламной кампании Absolut, разработанной Энди Уорхолом), падала (из-за самодельных коктейлей) и снова росла (любители клубных вечеринок в больших количествах употребляли водку и Red Bull).

Сегодня водка  является самым продаваемым спиртным напитком в США.

В конце своей жизни Мартин сказал, что понятия не имеет о том, что именно подтолкнуло его инвестировать в ту небольшую винокурню в штате Коннектикут. Но сделав это, он навсегда изменил потребление алкоголя и ночную жизнь в Америке.

Материал подготовлен Rosemarina по материалам сайта atlasobscura.com

источник: muz4in.net

Америка, РОССИЯ, алкоголь - крепкие спиртные напитки, ИСТОРИЧЕСКОЕ, алкоголь

Previous post Next post
Up