Кулинарные пристрастия гениев: ПУШКИН ч. 1

Apr 06, 2019 00:04




Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837) не был утонченным гурманом, но толк в еде понимал. Великий русский поэт любил вкусно и сытно поесть и неважно, был ли это изысканный обед в модном ресторане или стряпня его любимой няни Арины Родионовны.



Недаром одна из его гастрономических сентенций, обнаруженная в записных книжках, гласит: “Не стоит откладывать до ужина то, что можно спокойно съесть за обедом!”

Буду­щий клас­сик родил­ся в семье свет­ско­го ост­ро­сло­ва Сер­гея Льво­ви­ча Пуш­ки­на и Надеж­ды Оси­пов­ны Ган­ни­бал, внуч­ки “ара­па Пет­ра Вели­ко­го”. Пуш­кин рос нелю­би­мым ребен­ком. Он был без­раз­ли­чен и без­ала­бер­но­му отцу,  и вспыль­чи­вой мате­ри, испы­ты­ва­ю­щей глу­бо­кое отвра­ще­ние к хозяй­ствен­ным забо­там. Спу­стя мно­го лет барон Антон Дель­виг, одно­класс­ник Пуш­ки­на по Цар­ско­сель­ско­му лицею, напи­шет едкое чет­ве­ро­сти­шие:

Друг Пуш­кин, хочешь ли отве­дать
            Дур­но­го мас­ла, яйц гни­лых?
            Так при­хо­ди со мной обе­дать
            Сего­дня у тво­их род­ных!



Всю забо­ту о малень­ком Саше взя­ла на себя бабуш­ка Мария Алек­се­ев­на Ган­ни­бал, кото­рую он назы­вал мамуш­кой, и ее вер­ная Ари­на Роди­о­нов­на, став­шая Пуш­ки­ну няней. Про­стые, без изыс­ков  блю­да, кото­рые гото­ви­ли в име­нье Заха­ро­во и позд­нее в Михай­лов­ском при­шлись по душе поэту и были люби­мы им на про­тя­же­нии всей жиз­ни.

Но вот уж пол­день. В свет­лой зале
            Весе­льем круг­лый стол накрыт;
      Хлеб-соль на чистом покры­ва­ле,
      Дымят­ся щи, вино в бока­ле,
           И щука в ска­тер­ти лежит.
                                                               “Посла­ния к Юди­ну”, 1815.
Ари­на Роди­о­нов­на пот­че­ва­ла “анге­ла Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча” бли­на­ми, двой­ны­ми щами (лож­ка в них долж­на была сто­ять), бот­ви­ньей, все­воз­мож­ны­ми пиро­га­ми и ватруш­ка­ми, соле­нья­ми и варе­нья­ми.



Доктор Пуф (под этим име­нем на стра­ни­цах «Лите­ра­тур­ной газе­ты» со сво­и­ми кули­нар­ны­ми изыс­ка­ни­я­ми высту­пал писа­тель В.Ф. Одо­ев­ский) давал такой рецепт двой­ных щей:

“Я реко­мен­дую щи двой­ные. Для сего нака­ну­не сва­ри­те щи, как обык­но­вен­но, из све­жей капу­сты или ква­ше­ной, двух мор­ко­вей, одной репы и двух луко­виц; на ночь поставь­те в гли­ня­ном горш­ке на мороз; поутру разо­грей­те, про­пу­сти­те сквозь сито жижу, а гущу, т. е. и ово­щь, и говя­ди­ну, про­три­те сквозь частое реше­то и на этой жиже, а не на про­стой воде, вари­те новые щи с новой капу­стой, коре­нья­ми, говя­ди­ной, как обык­но­вен­но”.
(Кух­ня: Лек­ции гос­по­ди­на Пуфа, док­то­ра энцик­ло­пе­дии и дру­гих наук о кухон­ном искус­стве, 1845)



Любил поэт и пече­ный кар­то­фель, и бот­ви­нью, и ква­ше­ную капу­сту, и моче­ные ябло­ки. По вос­по­ми­на­ни­ям В. Л. Нащо­ки­ной, моче­ные ябло­ки и варе­нец были люби­мы­ми куша­нья­ми Пуш­ки­на.

Гре­че­ское моло­ко или варе­нец (ана­лог совре­мен­ной ряжен­ки) гото­ви­ли в рус­ской печи. Моло­ко нали­ва­ли в гли­ня­ную крын­ку и ста­ви­ли в печь для дли­тель­но­го том­ле­ния (не кипе­ния!). Моло­ко выпа­ри­ва­лось на треть и при­об­ре­та­ло густую кон­си­стен­цию, свет­ло-корич­не­вый отте­нок и аппе­тит­ную пен­ку. Затем оно заправ­ля­лось слив­ка­ми и выста­и­ва­лось при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре еще 3-4 часа. При жела­нии в него добав­ля­ли сахар. Ели варе­нец со све­жей выпеч­кой и пода­ва­ли к чаю.

Осо­бое при­стра­стие Пуш­кин питал к моче­ной морош­ке. Извест­но, что имен­но морош­ку попро­сил перед смер­тью тяже­ло ранен­ный поэт.

“До послед­не­го вздо­ха Пуш­кин был в совер­шен­ной памя­ти, перед самой смер­тью ему захо­те­лось морош­ки. Дан­зас сей­час же за нею послал, и когда при­нес­ли, Пуш­кин поже­лал, чтоб жена покор­ми­ла его из сво­их рук, ел морош­ку с боль­шим насла­жде­ни­ем и после каж­дой лож­ки, пода­ва­е­мой женою, гово­рил: Ах, как это хоро­шо”
(К. К. Дан­зас. “Послед­ние дни жиз­ни и кон­чи­на Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на”)

Сре­ди люби­мых сла­до­стей у Пуш­ки­на в осо­бом поче­те было белое кры­жо­вен­ное варе­нье, кото­рое по вос­по­ми­на­ни­ям А. О. Смир­но­вой-Рос­сет, все­гда было в жару на сто­ле у поэта вме­сте с гра­фи­ном воды и льдом. В кни­ге “У Луко­мо­рья” хра­ни­те­ля Музея-запо­вед­ни­ка “Михай­лов­ское” С.С. Гей­чен­ко при­во­дит­ся рецепт это­го варе­нья от Ари­ны Роди­о­нов­ны.



"Очищен­ный от семе­чек, спо­лос­кан­ный, зеле­ный, неспе­лый кры­жов­ник сло­жить в мурав­лен­ный гор­шок, пере­кла­ды­вая ряда­ми виш­не­вы­ми листья­ми и немно­го крыжовенное варенье щаве­лем и шпи­на­том.
Залить вод­кою, закрыть крыш­кою, обма­зать оную тестом, вста­вить на несколь­ко часов в печь, столь жар­кую, как она быва­ет после выну­тия их нее хле­ба.
На дру­гой день вынуть кры­жов­ник, всы­пать в холод­ную воду со льдом, через час пере­ме­шать воду и один раз с ней вски­пя­тить, потом вто­рой раз, потом тре­тий, потом опять поло­жить яго­ды в холод­ную воду со льдом, кото­рую пере­ме­ши­вать несколь­ко раз, каж­дый раз дер­жа в ней яго­ды по чет­вер­ти часа, потом отки­нуть яго­ды на реше­то, потом раз­ло­жить яго­ды на ска­терть льня­ную, а когда обсох­нет, све­сить на без­ме­не, на каж­дый фунт ягод взять два фун­та саха­ра и один ста­кан воды.
Сва­рить сироп из трех чет­вер­тей саха­ра, про­ки­пя­тить, снять пену и в сей горя­чий сироп всы­пать яго­ды, поста­вить кипя­тить­ся, а как ста­нет кипеть осы­пать осталь­ным саха­ром и разов три вски­пя­тить клю­чом, а потом дер­жать на лег­ком огне, про­буя на вкус. После все­го сло­жить варе­нье в бан­ки, завер­нуть их воще­ной бума­гой, а сверху пузы­рем и обвя­зать”.

Продолжение во второй части.

РОССИЯ, рецепты литературных произведений, ИСТОРИЧЕСКОЕ, кулинария и литература, #рецепты литературных произведений

Previous post Next post
Up