Оригинал взят у
097mcn в
Поездка в Америку. Часть 2. НЬЮ-ЙОРК
Добираться от гостиниц JFK до Манхэттэна приходится довольно нетривиальным способом. Сначала на бесплатном шаттле доезжаешь до любого из терминалов аэропорта. Там садишься на AirTrain и едешь до конечной станции Howards Beach или Jamaica Station. На конечной садишься уже на обычное метро и едешь в центр. AirTrain, покуда на нем катаешься вокруг аэропорта, бесплатен, если же едешь на нем до метро, стоит 5 долларов. Еще 2.25 стоит билет на метро. Причем никаких зон в Нью-Йорке нет, и за эти деньги едешь, куда хочешь, хоть на другой конец города.
На конечной AirTrain'а сразу все и оплачиваешь. Можно купить общий билет за 7.25 и пройти к поездам метро, а можно оплатить 5 долларов и просто выйти на улицу. Поезда, кстати, на таком удалении от центра ходят очень редко.
Вид на Манхэттэн
Осмотр Нью-Йорка я решил начать с юга Манхэттэна, чтобы сначала покататься на кораблике и посмотреть на Статую Свободы, а потом двигаться на север. Сделав одну пересадку, я вылез из метро у Бэттери-парка и здесь впервые увидел американские небоскребы.
Но, как ни странно, первое впечатление от Нью-Йорка - это запахи! Как же вкусно здесь пахнет уличная торговля!
А какие запахи исходят от этих лотков !
Билеты на кораблики продают в кассах внутри Замка Клинтона (Castle Clinton). Стоит 12 долларов. Сразу предупреждают, что зайти ни на пьедестал, ни подняться к короне статуи не удастся, эти билеты надо бронировать заранее.
Бэттери-парк и Замок Клинтона
На посадку огромная очередь, несмотря на стужу. Движется она правда довольно быстро. Перед посадкой в специальном ангаре все проходят через airport-style security. Вообще после 11 сентября в США все помешаны на секьюрити. Просвечивают все сумки, личные вещи, одежду. Потом всех опять загоняют в накопитель и, когда людей накопится достаточно, грузят на очередной кораблик. Набивается столько, что как бы он не перевернулся. И это в декабре! Представляю, что здесь творится летом.
У пристани в Бэттери-парке
Кораблик плывает к Статуе Свободы
Вид на Манхэттэн
Первая остановка - Либерти-айленд, где и стоит статуя. Обратно можно уехать на любом другом кораблике, так что время не ограничено. Хотя если не пускают наверх, то долго там делать нечего.
Статуя Свободы
Статуя Свободы
Статуя Свободы
Статуя Свободы
Вторая остановка - Эллис-айленд, известный тем, что там раньше был центр приема иммигрантов. Теперь там музей. Но мне эта тема как-то не особо близка - ни я, ни мои предки через него в Америку не уезжали - так что здесь я выходить вообще не стал.
Но зато на кораблике я первый раз купил и съел соленый кренделек Pretzel. Предвидя возможные вопросы, скажу сразу - я им не подавился :)
Подходим к пристани и ждем, пока вон тот кораблик освободит место
Бэттери-парк и Замок Клинтона
У Замка Клинтона группа негров веселила народ какими-то акробатическими трюками. Вокруг собралась толпа туристов в надежде увидеть что-то интересное. Но когда я подошел, представление уже закончилось. Негры стали обходить толпу с шапками. Я еще ни разу не видел, чтобы толпа рассасывалась с такой скоростью :)
Ниггер-шоу :) А вон через тут компашку позади этот в красном вроде как прыгал
Живая статуя
Живая статуя позирует за деньги
Поначалу подумал, что это за криминальная компашка, и вообще, куда смотрит полиция
Потом оказалось, что это уличные торговцы так перевозят свой товар
Дальше пошел по Бродвею на север. Он, как оказалось, начинается прямо здесь, на площади Боулинг-грин. Площадь эта, кстати, известна тем, что на этом месте состоялся исторический торг между голландскими негоциантами и местными индейцами, в ходе которого остров Манхэттэн был продан европейцам за набор стеклянных бус и другую шнягу общей стоимостью 24 доллара.
У дома номер 26 стоит огромный бык. Он символизирует силу и напор биржевых игроков с расположенного неподалеку Уолл-стрита, играющих на повышение. Мне всегда казалось, что там стоит общая скульптура из быка и медведя, но медведь нигде обнаружен не был. Был только бык с огромными гениталиями, у которых очень любят сниматься туристы :)
Бык на Бродвее, символизирующий повышательный тренд на бирже Уолл-стрита
Больше всего туристы любят сниматься сзади :)
У головы быка тоже снимаются.
А чуть поодаль на улице Уолл-стрит находится и сама Нью-Йоркская фондовая биржа. Напротив нее как раз устанавливали елку. Вообще конечно классический фасад с колоннами довольно странно смотрится в окружении современных небоскребов.
Нью-Йоркская фондовая биржа на Уолл-стрите. Банкиры наряжают елку
Без слов :)
Церковь Тринити-черч на Бродвее напротив Уолл-стрит
Еще одно "культовое место" - так называемый Ground Zero, где до 11-го сентября стояли башни-близнецы ВТЦ. Сейчас там идет стройка. На месте самих башен будет мемориал, а рядом построят новый небоскреб, который уже назвали "Башня Свободы".
Граунд Зеро. Место, где стояли башни-близнецы
Станция метро напротив Граунд Зеро. Можно спутать со входом в WC :)
Ну и раз зашла речь о метро, то сразу несколько наблюдений:
- Метро здесь очень неглубокое! Настолько неглубокое, что когда идешь по Бродвею, через вентиляционные люки слышно, как грохочут поезда!
- Никакого декоративного оформления! Все просто и предельно функционально. Своды поддерживают обычные металлические балки, сверху могут висеть какие-то провода, а стены отделаны обычной плиткой, как в подземном переходе. Да собственно и в Европе все так же.
- Система движения несколько запутанная. В отличие от России, где на каждом перроне поезда идут по одной линии в обоих направлениях, здесь на одном перроне обычно останавливаются поезда нескольких линий, идущих в одном направлении. Их значки всегда вывешивают у спуска в метро рядом с названием станции, выглядит это примерно так:
- У каждой платформы вывешены запутанные правила движения поездов. Что-то типа "днем здесь едут экспрессы 1 и 2, а ночью, чтобы доехать туда и туда, садитесь на обычные поезда 3 и 4". Как различать обычные поезда и экспрессы, я так и не понял. Обычно о том, что сел в экспресс, я узнавал тогда, когда он не останавливался на нужной мне станции, а пролетал мимо.
- А еще здесь у каждой станции просто дикое количество выходов! Соответственно, входы в метро на Манхэттене буквально на каждом шагу. На какой-то станции видел очень прикольную карту. Там на карту города наложены контуры станций метро, так что сразу становится видно, где конкретно какая станция находится и какого она размера. Ну, а поскольку входов в метро очень много, а места мало, сами входы очень узкие. Иногда настолько узкие, что их можно спутать со входом в подвальный магазин или бар!
Еще в метро запомнилась одна социальная реклама. На плакате изображен политкорректный афроамериканский мальчик, не то скучающий, не то вовсе спящий на уроке. Надпись рядом гласит: "Ваш ребенок может получить в школе пятерку. А потом заразиться гриппом. Половина родителей в Нью-Йорке не может позволить себе остаться дома с больным ребенком! А у полутора миллионов вообще нет права на оплачиваемый больничный! Мы должны это изменить!"
Вот такая суровая жизнь в Америке. У нас здесь в Европе практически социализм с нашими больничными листами. И обязательных 4-недельных отпусков, насколько я знаю, в США тоже нет.
На Бродвее
Асфальт - стекло.
Иду и звеню.
Леса и травинки -
сбриты.
На север
с юга
идут авеню,
на запад с востока -
стриты.
В.Маяковский, "Бродвей" (1925)
На Бродвее. St. Paul's Chapel 1766-го года
Просто витрины
Дальше Бродвей вывел к небоскребу Вулворт-билдинг и скверу Civic Park с городской ратушей.
Вот что характерно. Поражают в Нью-Йорке отнюдь не небоскребы сами по себе. Поражает то, когда они были построены! Вот, к примеру, этот самый Вулворт-билдинг построили почти сто лет назад, в 1913 году!
Бродвей сдурел.
Бегня и гулево.
Дома
с небес обрываются
и висят.
Но даже меж ними
заметишь Вульворт.
Корсетная коробка
этажей под шестьдесят.
В.Маяковский, "Барышня и Вульворт" (1925)
От Вулворта Бродвей уходит влево, а направо открывается вид на знаменитый Бруклинский мост. Я конечно не удержался и прошел по нему туда и обратно, дойдя почти до самого Бруклина. Как оказалось, пешеходы и машины там двигаются на разных уровнях - дорога снизу, а сверху променад для пешеходов и велосипедистов.
Бруклинский мост. Променад
Как видно на фотографиях, порядок в Америке поддерживается с помощью дикого количества всяких табличек и надписей. Все вокруг у них регламентировано и расписано, где чего можно делать, а где нельзя. Также хозяева страхуются от судебных исков, развешивая предупреждения о том, что вокруг может быть горячо, скользко, холодно, жарко и т.п. :)
Я горд
вот этой
стальною милей,
живьем в ней
мои видения встали -
борьба
за конструкции
вместо стилей,
расчет суровый
гаек
и стали.
В.Маяковский, "Бруклинский мост" (1925)
Бруклинский мост. Променад
Бруклинский мост. Променад
Бруклинский мост. Внизу едут машины
Бруклинский мост. Променад
Бруклинский мост. Променад
Вид на Ист-ривер с Бруклинского моста. Вдали виден мост Веррацано
Бруклинский мост. Вид на Манхэттэнский мост и Эмпайр Стейт Билдинг
Бруклинский мост. Вдали видна Статуя Свободы
Municipal Building у Бруклинского моста. Это здание тоже построено в начале 20-го века
Суровая американская парковка.
Кто-нибудь знает, как снимают машины с верхнего яруса, не потревожив нижний ?
От Бруклинского моста пошел на север через национальные районы - Маленькую Италию и Чайна-таун. В Маленькой Италии действительно повсюду висели итальянские флаги и вывески "Ristorante", а в Чайна-тауне на улицах действительно преобладали чайна-люди :)
В Маленькой Италии
В чайна-тауне
В чайна-тауне
Обратно на Бродвей я вышел, когда на улице было уже совсем темно. Уже в темноте прошел через Union Square Park и Madison Square Park, посмотрел на знаменитый "Утюг" -
Flatiron Building. Поразительно - это здание построили в 1903-м году! Оно выглядит настолько ажурным, что когда его построили, люди боялись в нем жить, думали, что оно не выдержит первого же порыва ветра :)
А напротив стоит башня
MetLife, очень красиво подсвеченная. Построили ее в 1909-м году, и в течение четырех лет она оставалась самым высоким зданием в мире, пока в 1913-м году не построили Вулворт-билдинг.
Башня MetLife ночью
У Flatiron Building Бродвей пересекается со знаменитой 5-й авеню. По ней я и пошел дальше к высящейся уже совсем недалеко громадине
Empire State Building. После того, как террористы взорвали башни-близнецы ВТЦ, это теперь самое высокое здание Нью-Йорка. Да, а про него Маяковский ничего написать не успел, потому что в 1925 году его еще не успели построить.
Эмпайр Стейт Билдинг ночью