Секта свидетелей скорой помощи

Jan 28, 2014 13:52



Однажды в студеную зимнюю пору я шла ночью из лесу, вслед мне свистел ветер и выли волки. В общем, возвращалась из маркета с пакетом вегетарианских сосисок. И проходя мимо остановки, слышу: "Девушка, помоги, скорую! Вызови скорую, ноги не идут..." На лавочке сидел дедушка потрепанного вида, окруженный костылями с двух сторон. Действительно, его ноги никуда не шли. Я подошла поближе и достала телефон. "Ага, сейчас. Что случилось?", - спрашиваю, смутно догадываясь, что с ногами и до того было плоховато - люди не носят с собой костыли на всякий случай. "Да вот вообще отнялись, стать не могу, скорая - 103", - тут же помогает мне дедушка, видя, что я туплю в телефон уже три минуты. В общем, вызвали, сидим на лавочке, ночь, вьюга, волки, опять же. Таксист напротив наблюдает. Контуженный дедушка достает какую-то гадость из кармана и закуривает, пугая меня диким кашлем. "Подождите, что же вы делаете, вам сейчас нельзя сигарет, вы хотите, чтобы чтобы еще что-то отнялось?" - "Да нет, все нормально, это не влияет", - бодро отвечает больной. Тут уже я начинаю просыпаться: "А вы в сторону центра ехали?" - "Ну, я здесь был." - ""А часто у вас такое с ногами?" - "Ой, бывает, бывает", - "И когда скорая приезжает, что они делают?" - "Везут в медгородок, если нет места - в какую-то там больницу..." - "Угу", - успеваю заключить я, и тут дорога озаряется сиянием мигалок. Как на казнь, иду к машине скорой встречать бригаду. Смотрим друг на друга мрачно. "Блин, ну что непонятно было, что это бомж?!", - цедит большая тетя в телогрейке, - "Да я тут что ли эксперт по бомжам?" - тоже возмущаюсь, потрясая пакетом с сосисками. С нескрываемым раздражением санитары запихивают дяденьку в бобик и везут в медгородок. Ах да, до машины дошкандыбал сам.

На той же неделе ехала на своем любимом нанотрамвае (есть тут такой скоростной трамвай, говорят, для поездок по Европе построили), немножко спешила по делам. Но тут совершенно другой дяденька в нетрезвом состоянии как разогнался на спуске к турникетам, как поскользнулся, каааак упал... навзничь, ударившись головой о каменные ступеньки. И вырубился. И лежит посреди лестницы, не подавая признаков жизни, а все вокруг повторяют "Скорую! Скорую!" - но никто не вызывает. Ну и конечно, кто у нас самый умный и знает, куда звонить? Опять звоню с того же номера. Пульс нашли, и слава Богу - дюжина человек  вокруг охает и вздыхает  в ожидании медиков. Скорая все не приезжает, а я уже сильно спешу и хочу как-то незаметно выскользнуть из толпы - и тут пострадавший сначала открывает один глаз, потом - опа! - второй, быстро встает и собирается куда-то топать (!!!) со словами: "Ой, люди добрые, извините, что я вас так зацепил, ничего страшного, ну я пошел..." "Сейчас скорая приедет... А вас, товарищ, я попрошу остаться", - констатирую без особой надежды. Хотя уйти ему, конечно, не так-то просто - там как минимум сотрясение и сильная головная боль при каждом движении, но он исполнен решимости сбежать. Как и следовало ожидать, все очевидцы слиняли, я безнадежно опоздала, мне звонит обеспокоенный клиент, скорой все нет, "тело без сознания" хочет сесть обратно на трамвай, если сейчас приедет та же бригада, с которой мы успешно расселяли бомжей - то ноги отнимутся у меня. Все-таки один мальчик по имени Денис вызвался на замену - остался караулить пациента и ждать неотложки вместо меня, за что большое ему спасибо. Не знаю, чем это все закончилось, но думаю, что мой номер уже в черных списках киевской скорой. И если мне когда-нибудь серьезно понадобится помощь, то хе-хе-хе... Ладно, у меня есть еще один телефон.

Вот Андрей Юров говорит, что так и надо, и я сделала все, что смогла, и лучше побегать понапрасну, чем однажды пройти мимо по-настоящему экстренной ситуации и не помочь, преуменьшая степень реальной угрозы. Но так обычно и происходит. Вот вы когда-либо слышали крики или просьбы о помощи? А вопли со двора, когда вы сидите дома в халате с чашкой чая? И в скольких случая вы пошли разбираться, что там на самом деле происходит? Когда-то я сама столкнулась с тем, что желающих вмешаться в опасную ситуацию действительно находится немного. И даже летним пятничным вечером в центре города можно часами взывать о помощи, но люди будут идти толпами мимо, делая вид, что ничего не происходит. Впервые это явление стало изучаться после шокирующего случая с Китти Дженовиз в 1964 году. 28-летняя девушка возвращалась в Квинс ночью после работы - она была администратором бара. Прямо возле дома нападающий нанес ей удары ножом, и она стала кричать: "Пожалуйста, помогите! Он меня порезал, помогите!" 38 соседей слышали ее просьбы, некоторые подходили к окнам и видели, что происходит,  видели, что преступник продолжал атаку, видели, как он уходил, как потом вернулся и закончил свое дело. Никто из свидетелей не пошевелился, никто не вызвал полицию до тех пор, пока убийца не скрылся окончательно. Вскоре Китти умерла от полученных ранений.

Невероятно, но факт - в ситуациях, когда мы знаем, что вокруг еще много других очевидцев, мы не решаемся сделать шаг вперед и действовать, даже если речь идет о жизни и смерти. Bystander effect или эффект свидетеля  порождает так называемое рассеивание ответственности (diffusion of responsibility): многих просто "замыкает", они видят, что что-то случилось, но другие не обращают внимания, это несоответствие блокирует естественные реакции и передается по цепочке от одного недоумевающего свидетеля к другому. При большом скоплении людей их готовность адекватно реагировать на происходящее сильно снижается. Именно поэтому очередь на автобус, открыв рот, смотрит, как тот, разворачиваясь сейчас зацепит женщину, которая стоит к нему спиной и не видит этих маневров, но никто не окликнет ее. Именно поэтому все стоят вокруг человека без сознания и квохчут, но никто не вызывает скорую и не оказывает первую помощь. Именно поэтому, когда где-то в публичном месте кто-то под допингом явно нарывается на драку и нападает на совершенно невинного человека, опять все тихо глазеют, пока те не начнут умешивать друг друга в асфальт.

Некоторые обстоятельства повышают нашу способность адекватно оценить ситуацию и вовремя вмешаться:
- если мы недавно видели подобный пример оказания помощи,
- если мы не спешим,
- если "жертва" производит впечатление реально нуждающейся в помощи,
- если "жертва" чем-то похожа на нас,
- если это происходит в маленьком городке или сельской местности (где все друг друга знают),
- если вокруг, кроме вас, всего несколько других свидетелей.

Хорошая новость заключается в том, что если сделать первое движение или громко вслух сказать о том, что здесь проблема, людей выбивает из оцепенения, они сразу подхватывают инициативу, оказывают помощь, усмиряют хулиганов, организуют решение вопроса и т.п. В общем, ничего трудного, вышел из морока сам - выведи других, тогда есть шанс спасти кого-то как минимум от лишних страданий. А то, что иногда все оказывается не так серьезно, как показалось - это издержки ситуации. Ничего страшного, что скорые приезжают зря - это их работа. А вот зря потерянные часы и минуты, которые стоили жизни - это плохая цена за то, чтобы избежать возможного смущения и непонимания окружающих.

П.С. Не могу не сказать, что как раз на Майдане люди "включаются" и очень осознанно себя ведут. Постоянно мониторят пространство в фоновом режиме и быстро принимают меры в случае чего. И там трудно устроить внутри "беспорядки", там даже трудно оказаться в опасности - тут же дежурные и другие тебя вежливо подвинут и расскажут, где ходи, а где снег башка попадет.

принятие решений, bystander effect, сострадание, ответственность, social psychology, здоровье

Previous post Next post
Up