Раньше, когда деревья были большими, а мужчины надежными и ответственными, дети в школах УЧИЛИСЬ. То есть они приходили в школу, практически ничего не зная, и учителя помогали им лучше понять этот мир и развить навыки, необходимые для самостоятельной жизни и работы. По окончанию учебы было видно, какие качества у человека более развиты, какие - менее, где его сильные и слабые стороны, и чем ему лучше заниматься. Потом что-то случилось. Деревья уменьшились, мужчин назвали козлами, дети перестали ходить в школу учиться. Стали туда ходить показать себя и поддержать честь родителей (по-видимому, болтающуюся на лямках). Ребенок вдруг стал обязан с первой четверти получать одни пятерки и не сметь ошибаться. Школьное воспитание-обучение забыло, зачем оно вообще нужно, и понеслось обслуживать потребность "клиента". Клиент хотел, чтобы его ребенок хорошо выглядел и был лучше кого-то, школа начала расставлять учеников в шеренги и складывать в рейтинги. Никого больше не интересовало, каков тот или иной новый человек. Задача каждого ребенка отныне стала - набирать определенные баллы по программе и не пикать. Пикнешь - подвергнешься остракизму. Педагоги лучше знают, что тебе надо, и как тебе следует к чему относиться. Твое дело маленькое - работать на рейтинги.
Это, конечно, моя не самая лучшая фантазия. Но насколько далека от реальности вторая ее часть? Tема мелькала раньше, в контексте
личных переживаний, однако я вижу, как много людей вокруг реально "заточены" под требование никогда не ошибаться. Вот этот весь гнев, который можно встретить в любой ситуации конфликта - это гнев людей, которые не могут выносить несоответствия. Это боль людей, которым нельзя ошибаться. Тех, кого за ошибку выгонят, опозорят, проклянут и оставят умирать с голоду.
Мы тут все сходим с ума, когда не укладываемся в свои или чужие ожидания. Нам очень тяжело учиться, потому что когда ты учишься, ты всегда делаешь ошибки и тормозишь. А ведь надо подойти в первый раз в жизни к боингу, сразу поднять его в воздух, совершить трансатлантический перелет и завершить его идеальной посадкой. И уже проезжая по взлетной полосе, слышать апплодисменты пассажиров.
Нажимать не те кнопки, пробовать, неправильно трогаться и тормозить можно только дома под одеялом - чтобы никто не знал и не видел, как ты лажаешь. Неудивительно, что в моей стране люди ничему учиться по собственной воле не хотят. Женщины еще как-то переносят, когда их за каждую ошибку пинают по почкам, у них и так все плохо с самооценкой, привыкшие. Личностный и профессиональный рост по принципу "нас е#ут, а мы крепчаем". Мужчины на эту голгофу просто не идут, пока в своем уме. Поэтому учатся только из-под палки, например, когда на работе заставляют. (*для впечатлительных - в этом и предыдущих абзацах много обобщений и преувеличений)
Но мне кажется, это не классно.
Экспресс-тест на определение страха перед ошибками:
Давно ли вы стали сами себе классным руководителем? Бьете ли вы себя по рукам линейкой, когда допускаете ошибку? Или вы сходили на тренинги, и теперь себя жалеете, и бьете других? Или никого не бьете, а копите эту досаду, копите, копите, а потом вдруг как побежите на митинг, как запрыгнете на баррикады, как начнете диковинными словами называть премьер-министров... Ну слава Богу, нашли виноватых.
Категоричны ли вы в оценках других людей? Часто ли судите и осуждаете? Умеете ли вы прощать?
Я в юности была куда зануднее, чем сейчас, и когда на работе возникали проблемы, мне всегда хотелось все это тщательно разбирать, обговаривать и решать до полного установления справедливости. Моя коллега, раз за разом попадая под вожжи этой моей воинственной добродетели, только вздыхала и терпела. Потом она однажды не выдержала, и сказала мне прямо, что вообще-то нет никакого смысла копаться в том, в чем я копаюсь, что некоторые вещи и так очевидны, и о них вслух просто не говорят! И тогда я сильно задумалась. Она была права, это не шло никому на пользу, на многое стоило бы забить и не морочить людям головы. Я стала следить за собой, одергивать в моментах, когда хочется до посинения искать правду и расставлять всех "правильным" образом, старалась отпускать, принимать ситуации. Если сравнить мое поведение до и после - скажем, на 50% меня попустило.
Но что же с этой подругой? Через несколько лет в ее жизни начали происходить такие события, когда ей пришлось освоить искусство того самого воинственного занудства, от которого мы так долго отучали меня. Она тоже преуспела. То, что в одном случае было ошибкой, в другом явилось как раз правильным решением.
Все относительно. Никогда не знаешь - если отлупить классного руководителя тетрадкой, на пользу ему это будет или во вред:)