Общественный и частный транспорт

Oct 21, 2010 10:56




Нашел сегодня одну преинтереснейшую статью, посвященную проблемам дорожного движения. Для меня, как для заядлого, в общем-то, автомобилиста, тема чрезвычайно актуальна и интересна. Все, кто пробовал передвигаться по Питеру на машине, представляют себе в общих чертах проблему и ее масштаб. В часы-пик добраться из точки А в точку Б в нашем городе проблематично, даже если точки расположены друг от друга относительно недалеко. Cлов об этом было сказано много, копий поломано - тьма. И в качестве одного из направлений решения проблемы пробок многие называют замещение частного транспорта общественным. Речь идет о городах, конечно. Сама по себе идея в вакууме вполне имеет право на существование. Категорически не нравится мне лично, как и многие другие коммунистические идеи, но вполне жизнеспособна. Сейчас не буду вдаваться в другие сомнительные идеи, касающиеся общественных рассуждений о том, чему в городе место, а чему не место. Сейчас хочется попробовать подумать о том, что необходимо для того, чтобы город действительно мог пересесть на общественный транспорт. Начну, как всегда с себя.

   Итак, в первую очередь отвечу на вопрос - что может заставить меня пересесть на общественный транспорт. Проигнорирую сейчас вопрос материальный. Борюсь с огромным желанием написать "ничто", и все же пытаюсь найти аргументы. Не знаю для кого как, а для меня очень важным фактором является комфорт.
Комфорт
    На текущий момент понятия "комфорт" и "общественный транспорт" стыдно использовать в одном предложении. В первую очередь это определяется количеством людей на квадратный метр. Уж не знаю кому как, а мне искренне не нравится обниматься с людьми без взаимного согласия, так сказать по принуждению. С учетом того, что сексуальные блондинки меня, как правило, не окружают в общественном транспорте (в чем даже не столько моя вина, сколько проблема нехватки сексуальных блондинок в метро, но об этом чуть позже), тесный контакт с алкоголиком Иванычем и пенсионеркой Даздрапермой Первомайской необъятных размеров, никакого удовлетворения не приносит. И тут мы приходим ко второй проблеме - контингент.
    Множество людей в метро мне не нравятся. Нет, я их в этом, безусловно, не обвиняю. Но я вполне оставляю за собой право не любить кого-то. Толстых, черных, страшных, вонючих, кого угодно. Хоть голубоглазых блондинов. Ну вот по своим личным внутренним убеждениям. Так вот с учетом 1-го фактора, людей которые мне не нравятся игнорировать я не могу и вступаю с ними в взаимодействие. Причем в весьма тесное. Еще хуже, когда возникает не физическое взаимодействие. Подходим к следующей фиче общественного транспорта - хамству.
    Признаться, я был чрезвычайно неприятно удивлен, когда мне пришлось активно пользоваться метро после того, как я три года туда почти не спускался. На дорогах хамства тоже хватает, но оно совершенно другого характера. Во-первых, его значительно меньше. А во вторых оно менее личное, что ли. Но самое неприятное, что сейчас, после нескольких месяце активного использования ОТ, я понимаю, что это хамство меня перестало напрягать. Стало практически нормой. Мерзковато как-то от этого.
    Кроме всех перечисленных удовольствий, есть понятие физического комфорта. На днях проехавшись в маршрутке, я обнаружил, что мне физически очень трудно разместиться на этих сиденьецах. В итоге единственно возможной оказалась поза с закрытыми коленями ушами. Тепло, безопасно, но не удобно! А зимой ждать ОТ еще и холодно. Особенно если долго. Особенно, если долго - всегда. Особенно стоя по щиколотку в луже. Под дождем. Без зонта.
Сюда же можно отнести еще один не маловажный фактор. Он весьма банален - это чистота. Нет, я не фанат. Но, блин, мне вообще ни разу не улыбается кататься в заблеванном вагоне. Или браться за поручень, за который только что держался бомж. Ума не приложу почему, но ничем кроме природной брезгливости объяснить не могу.
    В маршрутке удалось сесть. В метро подобной радости себе лучше не позволять. Всегда найдется кто-то, кому нужнее. При этом чужая нужда все равно ставится выше персональных желаний. Т.е. если я буду сидеть в полном вагоне метро - я буду уродом. Ну а если я хочу сидеть и не быть уродом? Нет, мне не сложно постоять 20 минут. Но, блин, что мне делать если я не хочу? Беда даже не в том, что ты ДОЛЖЕН думать об окружающих, а в том, что ты должен принимать стандарты общественной морали. Не, это нормально. Просто иногда раздражает. За это я не люблю коммунизм.
Скорость.
    Сейчас мое время поездки на работу на машине незначительно превышает время поездки на метро. Если мы говорим только о метро, то площадь его покрытия недостаточна для того, чтобы перемещаться только на нем. Кстати, наземный транспорт у меня в целом вызывает больше положительных эмоций, чем метро. Даже если отбросить вопросы комфорта и времени. Даже не знаю с чем это связано и как объяснить. Тем не менее, наземный транспорт в своей скорости часто ограничен скоростью магистралей по которым он ходит. А если и не ограничен, то старые разваливающиеся или убогие китайские автобусы редко отличаются расторопностью. Кстати, я, как человек, который ездит ЗА ними, а не В них, имею некоторое представление об их техническом состоянии. Скажем так, оказавшись рядом с общественным автобусом, я на автомате включаю рециркуляцию. Но это так, лирическое отступление. Меня как потребителя услуг общественного транспорта, его состояние должно касаться мало.
И это только недостатки общественного транспорта. Есть еще преимущества личного. Но здесь каждый сам может нафантазировать себе.

Таким образом, лично для меня есть некоторый набор характеристик, которыми должен обладать ОТ, чтобы я добровольно на него пересел. Он довольно прост:
  1. Там не должно быть тесно. 30-50 см расстояния между людьми меня вполне устраивает. В часы пик важно просто отсутствие физического контакта.
  2. Более или мене чисто. Ну, по крайней мере, не хочется созерцать бомжей и заблеванные пространства.
  3. Скорость должна быть хотя бы в 1.5 раза выше, чем на личном транспорте.
  4. Время ожидания не должно превышать 5 минут, а маршруты должны быть достаточно разнообразными, чтобы идти до целевого места было недалеко.
    Вот такой набор объективных характеристик. Как их достичь - вопрос интересный, но довольно объемный. Об этом в другой раз. Вот это мои шкалы оценки ОТ. У каждого они будут свои. Будет интересно услышать альтернативное мнение.

машина, транспорт, общественный транспорт

Previous post Next post
Up