Мастеркласс по поиску вдохновения.

Apr 07, 2012 22:23

Оригинал взят у yura_osinin в Мастеркласс по поиску вдохновения.
Энди Голдсуорти.
Художник, у которого материал всегда под рукой, где бы он ни был.
Чем схожи все самые удивительные люди планеты? Вряд ли кто-нибудь возразит, если я скажу, что все они обладали одной уникальной способностью - видеть необычное в самых заурядных и абсолютно элементарных вещах… Имя Голдсуорти на слуху не только в Англии и Шотландии, этого человека знают без преувеличения во всем мире. Его работы живут в Японии и США, малонаселенных районах Австралии и даже на Северном полюсе.

В творчестве этого мастера есть что-то первобытное. Его холсты - васильковые поля, высохшие долины и живописные высокогорья. Вместо красок - древесина, камень, уголь, все состояния воды, даже трава, цветы и самые мелкие «детали» природы. Эфемерные скульптуры из кусочков льда или таинственные конусы свободной скалы - всё это дело рук Энди Голдсуорти.







В конце 60-х несколько американских художников в поисках альтернативы коммерческому искусству, отправились в дикие пустыни американского Запада. Так возникло новое направление, позже получившее название land-art.



Британский land-art художник родился в 1956 году в Чешире. Еще подростком, подрабатывая на ферме около Лидса, Энди Голдсуорти начал исследовать окружающую среду, выстраивая её привычные компоненты самыми неожиданными способами. Спустя несколько лет он поступил в брэдфордскую школу Искусства, а затем учился в местном Политехническом институте.





В галерее Искусств Камбрия в Англии, художник представил дебютную выставку когда ему было всего 24 года. И по сей день, ваяя «странные» шедевры, автор использует только природные материалы. Все его работы эксклюзивны. Каждое произведение исчисляется количеством - одна штука и, подчас, имеет губительное для мастера свойство: таять, испаряться, высыхать, тлеть… А так как природные материалы в «полевых» условиях сохраняются редко, оценивать творчество мастера можно только разглядывая фотографии в авторских книжках. .



«Я получаю удовольствие от той свободы, которую даёт использование лишь моих собственных рук и «найденных» инструментов, - рассказывает автор, - острый камень, перо птицы, шипы колючих растений. Я просто пользуюсь теми возможностями, которые предоставляет мне каждый день: если идёт снег, я работаю со снегом, листопад дарит мне листья. Я останавливаюсь и подбираю материал, потому что чувствую, есть нечто, что желает быть найденным. Моё творчество - именно тот островок, где я могу учиться и всегда узнавать что-то новое…».



Несколько лет назад режиссёр Томас Реиделшеимер снял полнометражное документальное кино о творчестве Энди Голдсуорти, где рассказал много любопытных моментов из жизни этого поистине необычного человека. Сейчас Голдсуорти живёт и работает в Шотландии. Он не занимается само-пиаром и не любит публичности. Он просто делает то, что доставляет ему удовольствие.



В отличие от таких художников как Христо и Майкл Хизер, амбициозные работы которых зрелищны и напоминают скорее масштабные инсталляции, нежели творчество в привычном для нас смысле, работы Голдсуорти «незаметны». Он старается лишь на время изменить внешнее состояние природы, почувствовать себя её частью. Голдсуорти работает как в крупных, так и в малых формах, каждодневно открывая для себя новые и новые материалы. Например, листву. Листья каштана, явора, платана перемешиваются, сминаются, скручиваются, скрепляются шипами или клеем. Их высушивают на солнце, складывают внахлест, составляя узоры на плоскости. Для того чтобы создать, например, «сломанную сосульку» Голдсуорти трудился рано утром, когда температура воздуха достаточно низка. Мастер работал не один день, чтобы создать лишь один мельчайший элемент скульптуры, а на следующее утро ледяное творение благополучно превращалось в лужицу рядом с крыльцом…



Единодушное стремление художников и кураторов провозгласить искусство свободным, существующим вне стен галерей и музеев, воплощается в самых неожиданных действах, именуемых иногда лэнд-арт, иногда паблик-арт, а то и вовсе «ландшафтный инвайронмент». Однако, для всех «природных» явлений существуют точные определения.



«Site-specific art» - это превращение существующих элементов среды в произведения искусства с помощью дополнительных средств: самый яркий тому пример - на протяжении нескольких сот метров художники Кристо и Жан-Клод укутали однотонной тканью все парковые деревья. Таким образом, установка самостоятельных, не связанных со средой объектов получила название «installation art» - его родоначальником считается знаменитый ландшафтный дизайнер Роберт Ирвин. Артефакты таких художников как Голдсуорти, Лонга и Лутц, со своими композициями изо льда, глины, камней и цветов, ветвей и травы действительно изумляют. Виртуозы природы используют в своей работе и приём «сrop art» - художественная «утилизация» урожая, игра с меняющимся обликом флоры.













В августе 2001 года он закончил заботу над проектом «Каменная река» (Stone River). 320-футовая скульптура в университетском городке стэндфордского университета была построена из песчаника от университетских зданий, разрушенных землетрясениями в 1906 и 1989 годах. В течение трёх с половиной недель по 11 часов в сутки Голдсуорти и его команда «наполняли» новой каменной рекой - змеевидной скульптурой парк Университета.

















































































































































































































Одна из наиболее объёмных его работ - «Лэмбтонский ландшафт», проект 1988 года. В своем замысле автору удалось воплотить невероятное. Протяженностью 495 метров на месте заброшенного железнодорожного пути был построен настоящий парк для велосипедных прогулок. Сооружение поражает своими формами и находится под охраной общества «Северных Искусств». Если же когда-нибудь власти найдут этому участку лучшее применение, работа художника будет разрушена. Таков внегласный договор.

Ещё один проект - «овчарня» (sheepfolds) в Камбрии. С помощью местного каменщика Энди восстановил приблизительно сто традиционных каменных загонов для овец - с едва уловимыми изменениями. Финальный этап реализации этого проекта состоялся в 2000 году и стал одним из самых масштабных паблик-арт проектов в мире.

















































текст Ольги Копцевой

мне очень нравится, ???, фото

Previous post Next post
Up