Э-М Ремарк о войне

Sep 30, 2009 23:29

Никогда Ремарка я особенно не любил, т.к. все его книги очень уж похожи одна на другую (за исключением, мб, "На западном фронте"), но вот эти строки из "Черного обелиска" (где действие происходит примерно в 1928 г, накануне прихода Гитлера к власти) мне врезались в память, пожалуй, навсегда - настолько это созвучно с моими мыслями:

"На фронте, когда нас заставляли присутствовать при богослужении и служители разных вероисповеданий молились о победе немецкого оружия, я размышлял о том, что ведь совершенно так же молятся за победу своих стран английские, французские, русские, американские, итальянские, японские священнослужители, и Бог рисовался мне чем-то вроде этакого озадаченного председателя обширного союза, особенно если молитвы возносились представителями двух воюющих стран одного и того же вероисповедания. На чью же сторону Богу стать? На ту, в которой населения больше или где больше церквей? И как это он так промахнулся со своей справедливостью, если даровал победу одной стране, а другой в победе отказал, хотя и там молились не менее усердно! Иной раз он представлялся мне выгнанным старым кайзером, который некогда правил множеством государств; ему приходилось представительствовать на протяжении долгого времени, и всякий раз надо было менять мундир - сначала надевать католический, потом протестантский, евангелический, англиканский, епископальный, реформатский, смотря по богослужению, которое в это время совершалось, точно так же, как кайзер присутствует на парадах гусар, гренадеров, артиллеристов, моряков."

Совершенно очевидно, что любая вера "сама по себе" (как, впрочем, и коммунистические взгляды "сами по себе", и патриотизм "сам по себе"), т.е. вера, являющаяся результатом осмысления человеком окружающего мира, а не результатом промывания мозгов, как и люди, ее исповедующие (такие, как Евгения Гинзбург, Лев Копелев и др.) - крайне неудобна окружающим...

христианство, вера или религия?, война, Эрих Мария Ремарк, люди

Previous post Next post
Up