Дорогие друзья верующие, а ведь это правда страшно - то, о чем пишет
Светлана Михайловна...
Ну объясните вы мне, пожалуйста, почему самые страшные, самые дикие вещи в стиле "нет им прощения", "болезни детям посылаются за грехи родителей", "сокруши десницу врага твоего", и пр., и пр. - почему такие вещи постоянно приходится слышать от людей, считающих своим Господом Того, кто впервые сказал людям 0о милости, любви и о прощении "до семижды семидесяти раз"?
Почему, когда этим людям напоминаешь о прощении и милости, например, к трем молодым дурочкам, устроивший некий глупый перформанс в ХХС, о том, что таких дурочек недопустимо "от лица всех православных верующих" сажать по уголовной статье, - чаще всего слышишь, что такие призывы "ко всепрощению" - это толстовство?
Почему в
"наносистематической" компании, в которой я работал еще год назад, самое страшное и грубое, неприкрытое хамство, с матом и с оскорблениями, мне довелось слышать от директора, который считал себя православным и даже потратился на священника, чтобы освятить офис (в котором он так же успешно продолжал "нагибать" сотрудников), и от такой же "верующей" главной бухгалтерши, у которой стояла на столе молитва оптинских старцев?
Оригинал взят у в
"...как и мы...". Снова об обиженных:30 августа. Канун дня знаний. Спускаюсь в метро на Охотном ряду, впереди -- две барышни, у первой волосы окрашены в нежнейше-зеленый цвет, за второй волочится то ли хвост, то ли шлейф, но что-то весьма рискованное. Первая, не стыдясь прохожих, вголос ревет: "Я же у нее прощения попросила, а она: "Не вижу, что вы каетесь". Народу в метро много, идём медленно, случайно оказываюсь рядом, невольно прислушиваюсь, выстраивается контекст. Зеленоволосая барышня, действительно, студентка, во время весенней сессии повздорила с преподавательницей, та назначила пересдачу на осень, а сегодня, когда барышня пришла и попросила прощения, отказала ей со словами: "Не вижу, что вы каетесь".
Судя по стилистике, преподавательница -- "наш человек", т.е. церковный.
В данном случае, меня не интересует ни степень вины барышни, ни то, в какой форме она могла попросить прощения. Вопрос о другом: что должно случиться с церковным, т.е., как минимум, время от времени твердящим молитву Господню,человеком, чтобы он брал на себя смелость судить о глубине покаяния (раскаяния, понимания) другого. Пока у меня четыре версии:
1. "Почитают, но не читают", а точнее, благоговейно твердит и не задумывается, что эта "заклинательная формула" может иметь самое непосредственное отношение к его повседневности.
2. Что-то вроде нравственной амнезии, когда человек забывает, что его не раз прощали более достойные люди за куда более тяжкие провинности (в этом и состоит, наверное, свойство достойных людей -- неизменно прощать то, чем иной поперхнется, и "не до семи..." и не "при условии..").
3. Особый род благочестивой самонадеянности, при которой позволительно допустить: "Меня-то прощали, но до такого я не опускался" (или что-нибудь в этом роде).
4. Перефразируя о. Станислава Добровольского, чудовищная "властность смиренных" -- оборотная сторона "праведной обиженности" -- почти садистическая потребность сатисфакции как проявления моей власти над миром, пусть даже сжатым до отдельной судьбы.
В связи с последним -- давняя история, почти притча. Глава религиозного издательства, специалист по моральному богословию на два месяца отстранил от работы сотрудника за то, что тот, по мнению наказующего, разговаливал с ним без должного почтения. Отстранил от работы -- значит, оставил без зарплаты. У N -- cемья, о чем отец Д., конечно, знает. Далее между ним и коллегой "нечестивца" происходит следующий диалог:
- Отец Д., а за что вы на два месяца отстранили от работы N?
-- Чтобы раскаялся.
-- А что если он раскается раньше, ведь никто же не знает, когда и как это может случиться?
-- Если раньше, тогда пусть помучается, чтобы укрепиться в раскаянии. Ему же на пользу.
(К счастью, N, очень хороший журналист, за эти два месяца нашел работу и "больше к печальникам о пользе его души" не возвращался).
... И всё же мне кажется, что оскорбленное чувство -- религиозное, корпоративное, сословное, любое -- не имеет ничего общего с реальной болью. Различие здесь проходит по линии силы-слабости. Боль плачет, истончает душу до бессилия, просит о милости, оскорбленность, напротив, решительная, энергична и требует возмездия. Наверное, мало, что сравнится в разрушительности с "оскорбленным в своем праве" человеком, жаждущим восстановления "должного порядка".