"Так мы очень хорошо жили": Н.В. Тимофеев-Ресовский о годах своей молодости

Feb 13, 2010 14:25

Тимофеев-Ресовский рассказывает о годах своей молодости (начало 20х гг. прошлого века), когда ему, уже демобилизованному из Кр. армии, приходилось одновеременно и преподавать зоологию, и подрабатывать в разных местах (грузчиком/пастухом/певцом в красноармейском хоре), поскольку на жалованье преподавателя прожить в те годы было нереально:

"Когда я был пастухом, я за лето заработал, наверное, раз в 10 больше ординарного профессора Московского универститета. А грузчиком я зарабатывал пятикратное профессорское жалованье. В два раза меньше, чем пастухом. Да, и главное: кроме карточек первой категории - дополнительные карточки для тяжелой работы.

Кроме того, мы еще кое-что левачили. ... Мы получали какое-то жалованье, которым никто не интересовался, в Центропечати, потому что тогда лимоны были - миллионы, на них купить все равно ничего нельзя было. Но вот карточки получали хорошие ...каждый грузчик получал по три столовых карточки в третью столовку Совнаркома отеля "Метрополь". Ресторан этот знаменитый, "Метрополь", уже был превращен в советскую столовку.

Кормили там чем положено: жиденькой пшой - жиденькая на воде пшенная каша. Чехов в те годы был переиначен: говорили, что ржа ест железо, тля ест траву, а пша - душу. И затем - карьими глазками. ...карьими глазками у солдат называлось вот что: в воде разваривались воблиные головы, сушеные воблы... Когда человеку есть нечего, он пару вобл сжирал с краюшкой хлеба. Их о камень побьешь, побьешь, потом есть можно. Вот головы отрезали и варили в воде. Они совершенно разваривались. Чуть-чуть бросали что есть: какой-нибудь травки, капустных листьев иногда, ежели были, затем немножко пши. А главное, головы эти разваривались совершенно, из них вываливались глаза, черепа, черепушки топли на дно, а глаза всплывали на поверхность. Поэтому и назывался этот суп: "Ах вы, карьи глазки!"

Мы имели по три талона. Получишь три супа таких, осторожно лишнюю воду сольешь, и получается миска вот этих концентратов карьих глазок. И потом туда же вот эту - "а пша душу...", второе так называемое. Потом полагалась осьмушка хлеба или жмыхов, черная такая клякса. По три осьмушки - это уже четверка с половиной хлеба - фунта, не кило, а фунта. Да по дополнительным карточкам нам полагалось лишнее. По первой категории четверть фунта, да по дополнительным карточкам еще четверть фунта. В общем получали этой черной массы три четверти фунта - и питаться можно было.

ТАК МЫ ОЧЕНЬ ХОРОШО ЖИЛИ."

Тимофеев-Ресовский, история, жизнь, это наша родина сынок, Советская Россия, люди нашего Царя, люди

Previous post Next post
Up