Решил я тут отойти от обычной темы перелетов, но остаться в сфере транспорта. И рассказать о двух видах общественного траспорта, существующего в славном городе Будапеште. Поскольку этот транспорт специфичен и находится, в общем-то, в стороне от обычных туристических маршрутов, то о нем мало кто знает из туристов, и мало кто им пользуется, однако для любителей железной дороги поездка на нем может оказаться любопытной. Итак, начнем!
Первое, о чем хочу рассказать, это железная дорога с зубчатым колесом, известная как Budapesti Fogaskerekű Vasút.
Идея строительсва этой дороги возникла еще в XIX веке, когда началась застройка холма под названием Svábhegy. Естественно, что в этой зеленой зоне селились небедные люди - художники, писатели и актеры. Соответственно, увеличилась необходимость в транспортном сообщении с городом, и в 1873 году началось строительство линии с зубчатой передачей. Первый поезд по ней отправился 24 июня 1874 года. Линия представляла собой одноколейную дорогу со стандартной колеей (1435 мм), с зубчатой передачей по всей длине. Длина линии изначально составляла 2883 метра, однако в 1890 году была удлинена до сегодняшних 3733 метров. Перепад высот между конечными станциями изначально составлял 264 метра, после удлинения 315 метров. Естественно, что в то время в каестве тяги использовался паровоз.
Дорога была электрифицирована в 1929 году, тогда же были построены дополнительные разъезды на трех станциях, вместо изначального одного. Также сократилось время в пути с 30 до 20 минут.
Следующая модернизация была проведена лишь в 1973 году, когда дорога и приобрела сегодняшний вид. Были закуплены новые составы, переоборудована линия электроснабжения и перестроены платформы под новые, высокопольные вагоны.
Сегодня по линии так и ходят вагоны 1973 года, построенные австрйской фирмой Simmering-Graz-Pauker, электротехническая чась сделана швейцарской фирмой Brown Boveri& Cie. Состав состоит из двух вагонов, один моторный и один (с горной стороны) прицепной. Состав может перевозить единовременно до 252 пассажиров, с 2003 года прицепные вагоны оборудованы для перевозки велосипедов.
"юридически" дорога считается трамвайным маршрутом №60 города Будапешта, и для поездки по ней требуется обычный билет (vonaljegy), такой же как и на метро, трамвай, автобус, стоимостью 320 форинтов (около 1.10 Евро), также действительны все виды проездных.
Основные данные: Длина линии - 3773 метра, ширина колеи 1435 мм, напряжение контактной сети 1500 вольт постоянного тока, количество станций 10, перепад высот между конечными станциями 315 м, время в пути от конечной до конечной около 20 минут.
Фото:
1. Нижняя конечная станция Varosmajor. Тут же находится и депо этой дороги. Станция двухпутная, островная. Поезд готов к отпралению:
![](http://s019.radikal.ru/i640/1205/c2/a7cc373b52b3.jpg)
2. Вот поезд и ушел:
![](http://i072.radikal.ru/1205/5e/86f7021c7cbb.jpg)
3. Пути.
![](http://s11.radikal.ru/i183/1205/a6/a18ae8608fdc.jpg)
4. Станция, поезд прибывает на второй путь.
![](http://s019.radikal.ru/i610/1205/04/b08adad57e5e.jpg)
5. Состав
![](http://s019.radikal.ru/i603/1205/e2/911411d90846.jpg)
6. Интерьер вагона
![](http://s49.radikal.ru/i125/1205/85/a0640853b967.jpg)
7. Еще интерьер
![](http://s019.radikal.ru/i627/1205/59/fb0c270b95e1.jpg)
8. Вид из окна в пути
![](http://s019.radikal.ru/i636/1205/8c/27376ce26f7a.jpg)
9. Промежуточная станция
![](http://s019.radikal.ru/i615/1205/d8/8b237bcf3b8d.jpg)
10. Верхняя конечная станция Széchenyi hegy. Здесь можно пересесть на детскую железную дорогу.
![](http://s019.radikal.ru/i627/1205/2f/d146eccf7fdc.jpg)
О детской железной дороге я расскажу в
следущей части. В подготовки поста использовались материалы из Wikipedia.