Мещёра, торфяные болота, Солженицын, феерический хрусталь, таинственные мегалиты, наличники, гжель, Белоозерье, земляника, церкви, орлы, королева Елизавета и драгоценные вазы, русские печи и резьба по дереву - все смешалось в какой-то дивный калейдоскоп впечатлений и открытий за четыре дня. Хотя вообще-то ездили типа на дачу шашлыков поесть, в поселок Ильичево.
И раньше ездили, но на электричке, а в этот раз решили на машине. Так намного дольше, но на порядок интереснее оказалось.
Тем более было интересно, что хоть сколько-то подробных отчетов об этих местах в ЖЖ я не нашел, во всяком случае у популярных блогеров. Мне как обычно хотелось сопоставить впечатления, но фиг там. Пусто. Чувствую теперь себя первооткрывателем (хотя наверное просто плохо искал).
Вот примерно такой маршрут поездок вышел после того, как выехали из Московской области по Егорьевскому шоссе:
Итак, для начала надо понимать, что это Мещёра. Мещерская низменность. Такое глухое, болотистое, малозаселенное пятно в центральной России, всего в двухстах километрах от Москвы. Хорошо видно пятно на карте, на котором редеют названия населенных пунктов. Дорог там очень мало, да и те часто ведут в тупик, зато очень много озер, рек, болот и живописнейших пейзажей.
Люди селились там со времен неолита, видимо из-за хорошей охоты и рыбалки. Там издревле жили и финно-угорские и тюрские народы, и с тех времен сохранилась куча непривычных русскому уху названий - например реки Пра, Цна, Шья, Пынсур, Сентур и т.п. Само название Мещёра это как раз и есть название финно-угорского
племени. Ну как оно часто у нас бывает, в итоге пришли миролюбивые славяне и всех этих басурман и чудь белоглазую разогнали и сами с успехом поселились.
В советские времена там велись обширные торфоразработки и для осушения болот прорыли гигантскую сеть мелиорационных каналов. Она хорошо видна на картах, если приблизить. Все это б
ыло сделано варварски, с наплевательством на природу и без просчета последствий, как и все обычно делалось совковыми идиотами. И все это не имело никакого смысла, естественно - бывшие болота в сельхозиспользование все равно не пошли, да и торф не понадобился в таких количествах. Но природу края необратимо испортили, нарушили водобаланс.
Так образовался вечный источник жутких лесных пожаров - помните "ядерное" московское лето 2010-го, когда от плотного дыма днями стояла темень?
Вот это оно всё горело. И будет гореть и дальше в каждое засушливое лето. Все что пока могут противопоставить этому - расставить на каждом шагу агитационные плакаты типа "потуши костер".
Впрочем, сейчас ничто о том катаклизме не напоминает, кругом благодать, озера и красивейшие поймы, заполненные пушистой зеленью.
Там хочется все время останавливаться и любоваться пейзажами. Вот например, Белое озеро. Вода там реально белесоватая, видимо от серой глины.
А вот здесь можно поездить
по этому участку Егорьевского шоссе в гугл-картах. Еще что интересно - по мере въезда в Мещеру начинают часто попадаться какие-то огромные хищные птицы.
В основном коричневые, но мелькает в оперении и что-то белое. Размах крыльев - больше метра.
Они вальяжно, с редкими взмахами летают прямо над дорогой, иногда даже пикируют чуть ли не под машину. Или рядом в полях кого-то ловят.
Никогда раньше я таких птиц не видел.
Судя
по справочнику там больше 20 вариантов выходит, что встречаются в Мещере.
Охренеть, кого только там только нет - и орлы, и беркуты, и всякие пустельги с тетеревятниками.
Хотя позднее краевед в Гусь-Хрустальном сказала мне, что это скорей всего канюки, их там полно.
Но это точно не он, мои "орлы" явно больше. И хвост другой.
У моих есть такой характерный признак - хвост с выемкой. Лучше всего подходит
лунь:
Так что вот такая моя рабочая гипотеза на сегодня. Вот такой наш владимирский орел.
Эх, жалко я не заснял как он прямо на машину спикировал, мне аж тормознуть пришлось. Полундра!!! Может, мышь дорогу перебегала.
***
Далее мы совершенно незапланированно заехали в тупик, уперлись в болото - навигатор повел коротким путем.
На карте выше это зеленая линия, идущая вверх вдоль озер.
Но за это мы были вознаграждены дивными развалинами старой церкви (где-то конца 19-го века - начала 20-го, судя по архитектурным элементам):
Фактически остался только как бы силовой каркас. Видны стальные связи, не дающие распаться кирпичным аркам. Ну не крутяк ли?
Рядом деревня - буквально пяток домов. И ни души. Изредка только дачники проезжают. Они и подсказали нам как быстрее на большак вернуться.
Долго, коротко ли - доехали до нашего Ильичево. Ну там как обычно, шашлыки и все такое я вот очень люблю:
Земляники - море! По обочинам продают по 250 руб за литр.
Дешево, имхо. Я бы заколебался даже этот литр собрать да гнус при этом кормить: комары там как геликоптеры, и прыскалки от них плохо спасают, те все равно ухитряются где-нить приткнуться.
Чем комаров кормить, лучше погулять/поездить по окрестностям. Временами просто сказочные места попадаются, я такие чудные сочетания почвы (белый песок!) и странных растений видел только там (про себя назвал это "марсианским пейзажем"):
Еще предстоит разобраться, что это за спайсы такие растут.
Ну и когда еще и на небе видишь вот такое - то ваще прет:
На этой фотке дорога из Ильичево в Мезиновский. Он же Торфопродукт.
Именно там происходят события
"Матренина двора", известного рассказа (скорее даже повести) Солженицына.Он сейчас входит в обязательную школьную программу.
Дело в том, что Солженицын, будучи выпущен из ссылки - решил устроиться учителем в какую-нить глушь.
И вот как раз эти места ему приглянулись. Как он сам пишет:
Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад --
просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал, потому
что я задержался с возвратом годиков на десять. Мне просто хотелось в
среднюю полосу -- без жары, с лиственным рокотом леса. Мне хотелось
затесаться и затеряться в самой нутряной России -- если такая где-то была,
жила.
/--/
Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить
такое!
На станции Торфопродукт, состарившемся временном серо-деревянном
бараке, висела строгая надпись: "На поезд садиться только со стороны
вокзала!" Гвоздем по доскам было доцарапано: "И без билетов". А у кассы с
тем же меланхолическим остроумием было навсегда вырезано ножом: "Билетов
нет". Точный смысл этих добавлений я оценил позже. В Торфопродукт легко было
приехать. Но не уехать.
А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие,
непрохожие леса. Потом их вырубили -- торфоразработчики и соседний колхоз.
Председатель его, Горшков, свел под корень изрядно гектаров леса и выгодно
сбыл в Одесскую область, на том свой колхоз и возвысив.
Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок -- однообразные
худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с
остекленными верандами, домики пятидесятых. Но внутри этих домиков нельзя
было увидеть перегородки, доходящей до потолка, так что не снять мне было
комнаты с четырьмя настоящими стенами.
Над поселком дымила фабричная труба. Туда и сюда сквозь поселок
проложена была узкоколейка, и паровозики, тоже густо-дымящие, пронзительно
свистя, таскали по ней поезда с бурым торфом, торфяными плитами и брикетами.
Без ошибки я мог предположить, что вечером над дверьми клуба будет
надрываться радиола, а по улице пображивать пьяные -- не без того, да
подпыривать друг друга ножами.
Вот куда завела меня мечта о тихом уголке России. А ведь там, откуда я
приехал, мог я жить в глинобитной хатке, глядящей в пустыню. Там дул такой
свежий ветер ночами и только звездный свод распахивался над головой.
Мне не спалось на станционной скамье, и я чуть свет опять побрел по
поселку. Теперь я увидел крохотный базарец. По рани единственная женщина
стояла там, торгуя молоком. Я взял бутылку, стал пить тут же.
Меня поразила ее речь. Она не говорила, а напевала умильно, и слова ее
были те самые, за которыми потянула меня тоска из Азии:
-- Пей, пей с душою жела'дной. Ты, пота'й, приезжий?
-- А вы откуда? -- просветлел я.
И я узнал, что не все вокруг торфоразработки, что есть за полотном
железной дороги -- бугор, а за бугром -- деревня, и деревня эта -- Тальново,
испокон она здесь, еще когда была барыня-"цыганка" и кругом лес лихой стоял.
А дальше целый край идет деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни,
Шестимирово -- все поглуше, от железной дороги подале, к озерам.
Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне
кондовую Россию.
И я попросил мою новую знакомую отвести меня после базара в Тальново и
подыскать избу, где бы стать мне квартирантом.
Ну и дальше там целая трагедия разворачивается, надо
читать. До слез пробирает.
На самом деле, стоит прочитать, интересная вещь, если закрыть глаза на некоторые странности и условности.
Главное то, что повесть эта написана по реальным событиям и про реальных людей. Изменены названия, имена и второстепенные события. Вот хороший
очерк обо всем этом. Очень забавно, что всю эту достопримечательность впервые раскрутили японцы! Да, японские туристы поехали по местам рассказа, нашли могилу Матрены и тогда уж местные прочухали фишку.
Теперь в средней Мезиновской школе, где преподавал Солженицын, одна из комнат отдана под музей. Висит табличка. Здание, по видимому построено пленными немцами, как и многие окружающие дома. Очень характерная архитектура.
А рядом со школой стоит как бы воссозданный домик Матрены (настоящий сгорел совсем недавно, в 2012 году при таинственных обстоятельствах).
На самом деле, это очень грубая и плохая имитация, настоящий выглядел вот так:
И вообще меня очень увлекла эта тема: Солженицын в "Матренином дворе" очень подробно описывает местность, людей, нравы, быт деревни и поэтому теперь крайне интересно сопоставлять все это с реальностью. Чисто с точки зрения этнографии, истории.
Так то я сам не любитель Исаича, хотя признаю его огромные заслуги в деле антисталинизма.
Но все же как писатель он мне категорически не нравится постоянным использованием самовыдуманных нелепых слов, которые поначалу принимаешь за местный диалект, пытаешься принять к сведению, но тут же выясняешь что это просто фуфло и материшься. Например: тараканов травили и от этого их - "менело". Не "меньшело" хотя бы, а именно "менело". Тьху, блять! Вот к чему это???
Да и документалист в "Архипелаге Гулаг" из него аховый - часто оперирует нелепыми байками и непроверенными цифрами. Такие вольности лишь наносят вред разоблачительной силе его исследований.
Но вернемся к Матрениному двору. Надо заметить, что в инете практически нет информации вот об этом Мезиновском музее. Упоминается мельком только в местных новостях что вот мол, собираются сделать. И даже официальный сайт "солженицын.ру" не знает о его существовании. Википедия тем более. Так что вот, ловите эксклюзив.
К сожалению, чтоб внутрь попасть - надо заранее созваниваться и договариваться об экскурсии. В этот раз не вышло. Но вот теперь будет дело на следующий приезд. Прямо очень хочется пройтись по местам событий, пообщаться с местными. Чувствую ждет очень много интересных подробностей. Вот даже сейчас, наскоком, удалось поговорить с одной из местных жительниц обо всем (это лишь маленький фрагмент). Мы у нее спросили, как найти музей и в итоге разговорились.
Click to view
Рассказала она много всего, например, что Исаича многие в деревне сильно не любили. Например, за то что он ходил с фотоаппаратом, специально выискивал и снимал всякие гнусности. Да и в рассказе с чернухой о жизни в деревне сильно преувеличил.
Хотя, может его за правду и невзлюбили?
Но в принципе, я уже и сам обнаружил там чернушные нелепости. Например:
Что' на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко:
карто'вь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне),
или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте,
да и ячневую-то с бою -- как самой дешевой ею откармливали свиней и мешками
брали). Не всегда это было посолено, как надо, часто пригорало, а после еды
оставляло налет на нёбе, деснах и вызывало изжогу.
Но не Матрены в том была вина: не было в Торфопродукте и масла,
маргарин нарасхват, а свободно только жир комбинированный. Да и русская
печь, как я пригляделся, неудобна для стряпни: варка идет скрыто от
стряпухи, жар к чугунку подступает с разных сторон неравномерно. Но потому,
должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что,
протопленная раз на досветьи, весь день хранит в себе теплыми корм и пойло
для скота, пищу и воду для человека. И спать тепло.
Про то что русская печь "неудобна для стряпни", это он лихо загнул. С точностью до наоборот - русская печь позволяет готовить без пригорания именно потому жар идет сбоку и он в любом случае получается гораздо равномернее, чем от газовой конфорки. Хотя если совсем не следить, конечно можно и в печи кашу обгореть.
Кроме того, только в русской печи возможен режим "томления", идеальный как раз для каши и супов. Есть такой способ готовки, самый лучший - когда не варят быстро с бурным кипением, а долго держат в некотором мягком нагреве. Так намного вкуснее.
В современной квартире томление можно организовать лишь в духовке, и то довольно сложно. Впрочем, я с этим буду еще экспериментировать - в Ильичево у нас как раз похожая изба, в какой жил Солженицын. И работающая русская печь есть.
Которая, между прочим, никак не могла прийти "из самого каменного века", а появилась лишь в 18-ом веке благодаря изобретению огнеупорного кирпича.
Еще я не понял у Солженицына, что означают эти его апострофы при передаче деревенской речи. Мало того что он высосал из пальца какую-то особую местную речь (на самом деле там говорили и говорят вполне стандартно, что интересно, там даже нет
специфического владимирского говора - и для этого есть свои причины), так и передал в тексте ее так, что хрен поймешь, как именно это произносится.
-- Пей, пей с душою жела'дной. Ты, пота'й, приезжий?
Вот как сказать эти слова - "желадной", "потай"? Кто-нить понял что означает этот апостроф?
Еще почему-то Солженицын не чувствителен к запахам. Почти не описывает их, плохо их понимает. В рассказе есть такой эпизод - в избу с улицы пришли менты, выясняющие не шла ли там перед этим пьянка. Которая таки была, причем пили самогон.
Так гениальный писатель смог коварно скрыть от "следователей" этот факт, прикрыв собой кухонное отделение с остатками "банкета". Нифига себе?! Самогон ведь воняет так, что его запах можно было бы ощутить на улице. Не говоря уж о натопленной, душной избе где недавно бухала дюжина мужиков. Тем не менее, проверяющие ничего не учуяли и удалились восвояси. Меня такой нереалистичный ход событий сильно поразил.
Хотя при всех косяках все равно очень интересно теперь ходить по этим местам, смотреть старые фотографии, общаться с местными.
Но поедем дальше - в Гусь-Хрустальный. Гвоздь программы! Это минут 20 быстрой езды от Мезиновского.
Ну а ключевая фишка Гусь-Хрустального конечно же хрусталь.
И не верьте Вики или еще каким клеветникам, что завод сдох и хрусталь там больше не делают.
Все там делают, да какое! Но есть нюансы.
Вообще изначально я к хрусталю был равнодушен. Он у меня раньше ассоциировался лишь с коврами на стенах, унылыми типовыми советскими сервантами/стенками, где все хранили типовые же хрустальные бокалы и отмывали их от пыли по праздникам. Символ такой советско-мещанской фуфловой роскоши. Да и не казались они мне красивыми, все это было привычным и замыленным.
Но сначала я сходил в музей хрусталя во Владимире, а теперь и в главный - в Гусе и мнение мое диаметрально поменялось. Настолько поменялось, что я накупил заводского хрусталя на 8 круб. Двухцветный хрусталь меня просто очаровал.
Теперь я буду пить вино только из таких бокалов. Долой Икею!
Все это благодаря конечно музеям. Там я вдруг ощутил как же классно жили предки, как они наслаждались красивыми вещами, обстановкой. Остро захотелось похрустеть французской булкой.
Музей хрусталя в Гусе крайне интересен, необычен и поражает роскошью.
Начиная с самого здания Георгиевского собора одного из лучших архитекторов Российской империи Бенуа Николая Леонтьевича, до экспозиции которая переливается всеми цветами радуги под классическую музыку.
Click to view
Итак, собор этот сам по себе очень интересен в плане архитектуры и интерьера.
Снаружи он сделан как обычный для того времени (начало 20-го века) псевдорусский модерн.
Изначально он выглядел почти как обычный православный храм (вот его фотка до большевицкой "реконструкции")
А внутри это - типичная католическая базилика!
Такая вот частичка католической Европы во владимирской глуши.
На полу - оригинальная метлахская плитка, которая отлично пережила все невзгоды и лихолетья:
На западной стене, у выхода, традиционно символизирующих ад в православных храмах - гигантская живопись Васнецова на тему Страшного суда. Особенно завораживающи сценки справа.
На восточной, алтарной части - где рай, соответсвенно - мозаика с Богородицей, тоже по картине Васнецова.
Есть такая техника - смальту клеют прямо на живописный холст, а потом его отдирают.
Очень тонкая работа, размер кусочков мозаики (смальты) иногда менее 3 мм. Делалась несколько лет:
Эта мозаика пережила большевизм только благодаря тому что ее вовремя наглухо забелили.
А вот про наружную мозаику с Георгием Победоносцем экскурсовод рассказала что когда в Гусь приезжал в 20-х Калинин с инспекцией, вместо лица святого нарисовали портрет самого Калинина. Тот увидел, прифигел и спрашивает - это еще что такое!?
А ему местные отвечают - а это вы на коне, поражаете копьем гидру мирового капитализма.
Может и байка, но забавно.
Экскурсовод была отличная.
Сначала она принялась было скучным тоном бубнить зазубренный текст, но как только мы стали задавать всякие умные вопросы, как только она увидела что мы понимаем о чем она рассказывает и что нам все-все интересно, она заметно оживилась, повеселела, стала даже рассказывать истории из своей жизни и вообще перешла на такой человеческий рассказ, своими словами. Вот здесь она рассказала что она когда была маленькой, застала еще оригинальную кирпичную ограду собора и даже умудрилась ее попинать своими новенькими красненькими ботиночками, испортила их при этом, за что мама сильно ругала. Вот так у нее с детства отложился этот собор.
Вообще я узнал очень много интересного из экскурсии.
Итак, что такое хрусталь.
Оказывается, четкого общепринятого определения нет, но конкретно с точки зрения заводских хрустальщиков это сплав стекла с оксидом свинца в количестве не менее 24% (чем больше тем дороже и круче).
Оксид свинца придает стеклу во-первых вязкость, что позволяет его красиво гранить, обрабатывать.
Во-вторых, свинец меняет показатель преломления в лучшую сторону - хрусталь гораздо лучше бликует.
В-третьих, появляется характерный "малиновый" звон. Я даже провел дома эксперимент, сравнил со стеклянным бокалом из Икеи:
Click to view
Единственный минус хрусталя - на нем не держится позолота. Ну да переживем, он и так вон какой красивый продается:
Вот такие многоцветные изделия делаются следующим образом - вкладывают в горячем виде одну цветную полую заготовку в другую, они тут же намертво сплавляются - и тогда их уже задувают в форму.
После остывания гранят, срезают цветные слои и получаются вот такие штуки. Дороговато правда - вот такой зеленый с золотом набор стоит 46 000 руб.
Но это еще что!
Вершина изготовления многоцветного хрусталя - техника Галле. Там много слоев, которые потом стравливаются плавиковой кислотой (фтороводородной) для получения сложных рисунков с полутенями. Такие вазы коллекционирует королева Англии Елизавета.
Вот каждая из этих ваз стоит от 500 тыс до лимона где-то. Вот на этой витрине - несколько квартир в Подмосковье. Фотик плохо передал цвета правда.
А вот что рассказали, откуда пошло выражение "быть под мухой", т.е. нетрезвым?
Мухой якобы называлась специальная микрорюмка, которую заказывали кабатчики.
Рассказывают, что когда по указу Петра I в России открывали трактиры, для привлечения посетителей первую рюмку водки наливали бесплатно. И для экономии их делали совсем крошечными, грамм на 15. Назывались они "мухами":
Некоторые халявщики умудрялись обойти несколько трактиров и ходили соответсвенно - "под мухой". У меня нет конечно уверенности в достоверности такого толкования. Но забавно. В конце концов - для чего же делались эти микрорюмочки? Не для детей же? Это не спецзаказ, их делали большими партиями.
А вот еще интересный экспонат. Эти зеленые бокалы были популярны для пития рейнских вин в 19-ом веке.
Такая традиция - рейнское вино пьется из специального зеленого бокала, называемого "ромер".
Кстати, зеленый цвет получается добавлением в хрусталь соединений урана.
А вообще цвета бывают самые разные, и для этого используются - кобальт, медь, марганец, золото.
Меня впечатлил еще вот такой эрбиевый хрусталь в салоне завода (это самый дорогой вариант окраски):
Выглядит как будто они выточены из гигантских бриллиантов.
Кстати, насчет заводского салона хрусталя. Он конечно производит удручающее впечатление снаружи (там же заводская проходная):
Сначала кажется что все закрыто. Но нет! Внутри всякого хрусталя - завались. Глаза разбегаются и хочется и того и того.
Все это ручная работа и очень малых тиражей. Многие вообще сделаны в единственном экземпляре
Все это продается с заводской упаковкой и фирменными лейблами.
Но популярностью эти ништяки почти не пользуются.
Рядом с заводом есть большой "стеклянный" рынок, где все закупаются дешевыми китайскими стекляшками.
У меня фотик не поднялся фотографировать этот позор, даже смотреть на них не хочу.
Я теперь торжественно поклялся больше никогда не покупать посуду в Икеа.
Вот бы вот так научиться жить:
В идеале каждая вещь в доме должна была такая, чтоб не стыдно было ее в музей отдать. Жили же раньше так люди.
Надо к этому стремиться.
А гусевцы однозначно молодцы с музеем, такой мог бы сделать честь столице.
Я честно говоря ожидал чего-то попроще. Очень уж он контрастирует с окружающим безлюдьем и сонным районным городишком. Вот это я специально снял видео рядом с музеем. Это центр города, напротив городской администрации. Зацените количество людей и машин.
Click to view
Единственная красная машинка на стоянке - моя. Хехехе.
Конечно там есть и более оживленные места, недалеко - у торговых рядов. А вот пустыня у такого суперништячного музея поражает.
Что еще странно, городская администрация расположилась в здании напротив - это бывшая заводская богадельня.
Только вдуматься! За прошедшие сто лет никто не смог устроить/найти здание для высшей власти в городе лучше, чем бывший дом для калек и престарелых. Какая была забота о людях до революции, если приют для бывших рабочих вполне сгодился современной мэрии?
А знаете где жили крепостные крестьяне-рабочие, которых скупали фабриканты Мальцовы, основатели стекольного завода?
Вот в таких индивидуальных каменных (sic!!) домах со своими участочками:
Эти дома называются мальцовские, их там сотни. Целые кварталы вокруг завода. Строились они в середине 19-го века.
И это кстати уникальная особенность Гусь-Хрустального, таких домиков больше нигде нет (так утверждается в путеводителе)
Что меня поразило - при том что домики стандартно-типовые - каждый имеет свои индивидуальные наличники (оформление окон).
Я специально присматривался, но так и не нашел одинаковых, все они разных форм и типов. Во всяком случае в одном ряду. То есть строители специально озаботились создать упрощающее городскую навигацию разнообразие.
К сожалению, я не удосужился сфоткать сталинские бараки в Мезиновском для сравнения.
Было бы наглядно видно где и когда было скотство и рабство, а где - все для человека.
Где рулили капиталисты, а где - красная сволочь.
Как Солженицын увидел в 50-х - меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок -- однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов - так оно местами и осталось. Впрочем, хватит о грустном.
А вот в бывшем дореволюционном училище Гуся теперь расположился краеведческий музей.
И вот тут оказался полный швах - смотреть там мало чего пока. Музей в процессе ремонта и наполнения.
Места нет - всего две комнаты. Экспонатов нет - самое интересное забирает Владимир в свой краеведческий, как с горечью отметила экскурсовод. Ну можно поржать над подарком городу финских стеклоделов.
Мне кажется это реальный конкурент упоротому лису:
Почему гусь у них вышел с ушами - никто не знает. Нет объяснения.
Зато местные энтузиасты-краеведы там ищут в окрестных лесах большие валуны и пытаются выдать их за древние капища.
Я разговорился с работником музея, который как раз увлечен этим занятием. И записал часть беседы:
Click to view
Я походу назвался популярным блогером и этот дядечка пригласил меня домой, чтобы показать мне свои таинственные находки, якобы предметы с древних, тысячелетнего возраста, захоронений.
Все они оказались просто кусками обычных камней, в которых он видит головы волков, медведей и людей.
например, вверху справа по его мнению - морда волка в профиль.
А вот эту плиту он посчитал продуктом таинственных технологий древних, поскольку считает что сам камень так не может отколоться таким плоским куском. На самом деле это обычное дело. Такие породы часто бывают слоистыми и колются по пути наименьшего сопротивления.
Короче, фигня это все. Нет никаких мегалитов в Мещере. А с его "синь-камнем" вообще прикол - он с одной стороны подкопал его, обнаружил что этот бок уходит глубоко в землю, сужаясь и из этого он сделал вывод что и весь камень такой формы, со всех сторон симметрично. Честно признавшись что под другие стороны он не копал. Просто так он экстраполировал. ;)
Ни одного проверяемого факта, аргумента он не смог привести о том что это обработанный камень. Только пустые заверения что он точно это знает ввиду большого опыта.
В любом случае мне было интересно, даже просто в плане практической психологии. Как вроде образованные люди двигаются на почве таинственного и создают на основе банальных вещей дичайшие теории.
Так что мы закрыли тему с мегалитами и древними святилищами и пошли поесть куда глазам приглянется.
Вот кажется и ресторанчик симпатичный:
Пустой абсолютно, в воскресенье. Это насторожило.
И зря. Все было очень вкусно, кроме кваса. .
Судак от Мальцова был нафарширован раковыми шейками, креветками и прочими морепродуктами и как по мне был просто объеденьем.
А цены - смешные, после московских-то.
Хотя у меня есть подозрение что местным это дорого, потому и пусто в едальне.
Спасибо товарищу Мальцову, и тут он не подвел:
Ну вот, наелись, и поехали наконец обратно в Москву, с заездом по пути в "музей деревянного зодчества" (скорее, резьбы по дереву), что недалеко от Спас-Клепиков.
Этот музей частный, основан современным меценатом, банкиром
Грошевым В.П. который к сожалению в 2009-ом помер.
И теперь музей остался без денег и новых экспонатов, а смотрительницы там индифферентны и совершенно демотивированы.
Я бы сказал они просто фалломорфировали.
Индивидуальная экскурсия представляла из себя пробежку по залам и скоростным чтением табличек, которые мы и сами бы легко прочитали, не платя ей 200 руб.
На вопросы тетя с возмущением отвечала - "не знаю". Первый раз такую ебанутую встретил.
Хотя экспонаты там попадались поразительные и вообще музей можно часами рассматривать и всякое узнавать.
Там собраны как работы учеников школы резьбы, так и от профи-мастеров. Включая заграничных.
Вот например это сплел однорукий (!!!) мальчик:
Вот такое 15-летние дети у нас умеют вырезать из цельного ствола!:
Или вот
А что уж говорить о взрослых резчиках:
На этом фоне деревянные поделки всяких тайцев, арабов и прочих басурман смотрелись крайне безыскусно и нелепо (и люди ведь покупают и привозят всю эту херь!):
Но самый писк в музее - макет Москвы 17-го века. Вот это просто бомба:
Детализация, исполнение - на высшем уровне. Я видел много подобных макетов, но этот самый масштабный и впечатляющий.
Это все сделано из бамбука (?) и дерева. Творение всего одного мастера - Бахарева Виктора Ивановича.
Он также делает в подобной технике миниатюрки в рамке, я не удержался чтоб купить. И музей заодно поддержал.
Также есть уличная экспозиция, но она больше для детей. Качели всякие, каталки, игралки.
Ну и для взрослых тоже!
Еще делали просто фотки из машины, на ходу по дороге в Москву.
В Рязанской области обычные слойки называют "федотиками" - по названию компании, торгующей полуфабрикатами для них.
В Гжели есть часовня как ни странно - в стиле гжели.
А вот шатровая церковь в Новохаритоново - их довольно мало, каменных.
И это кстати чисто русское явление в архитектуре. Аналогов в мире нет. Такая форма пришла из русского деревянного зодчества.
С церковной реформой, по новому обряду их запретили строить во второй половине 17-го века, так что эта уже начала 20-го века, причем старообрядческая.
А вообще если видите такую форму навершия каменной церкви, то это с большой вероятностью 16-ый век.
Самый известный пример - собор Василия Блаженного на Красной площади.
А вот снова прикол - православный храм построенный как католическая базилика. Это середина 19-го века, Успенская церковь в Гжели.
В общем, Гжель явно напрашивается на подробный визит. Не говоря уж о волшебной Мещёре с Гусем.
Как обычно, планов теперь еще больше, чем было до поездки. Только аппетит растравили.