Побывал, значит, на очередном пресс-туре, благодаря
пресс-клубу МО.
Всем рекомендую френдить и участвовать.
Съездили на авиабазу в г. Вязьму. Посмотрели, полазили по вертушкам. Мне очень понравилось.
Узнал кучу всяких интересностей, об чем прилагается отчет.
Итак, это был 440-ой вертолетный полк, видимо один из самых боевых и заслуженных. Они участовали в целой куче войн и заварушек. Афганистан, Таджикистан, Сьерра-Леоне, Судан, Чечня, Ангола, Югославия, Южная Осетия.
Не без потерь, конечно.
Конкретно в Чечне была такая история: где-то в горах сбили Су-25 ый и вертолетчики полка с десантом полетели выручать катапультировавшегося пилота. А духи там уже организовали комиссию по встрече и транспортные Ми-8 попали под сильный обстрел. И экипаж Ми-24-ого своим бортом прикрыл транспортник от обстрела. Ребята погибли, им присвоены звания Героев России. С их вертолета позже удалось снять пулемет и привезти его в часть. Теперь он в музее части.
К счастью это была единственная потеря в Чечне, как сказала экскурсовод.
На вооружении полка стоят ударные вертолеты Ми-24 и транспортные Ми-8. Также есть вертолеты радиоэлектронного противодействия ("глушилки"). Сейчас с нетерпением (?) ждут поступления новейших ударных Ми-28, на замену "крокодилам" (Ми-24). Летчики сейчас осваивают их в Торжке.
Правда, среди техников ходят такие разговоры, что вертолет очень сырой, и обслуживать его крайне трудно. ВУЗовское образование инженеров тут не спасает, потому что на старых вертолетах как бы уже сформировалась некая школа, когда "старики" на месте дообучали всем премудростям молодежь. А тут старичков нет в теории, и вся система обучения разрушилась. Впрочем, очевидно что это дело поправимое.
Сначала экскурсию нам провел подполковник (кажется Андрей Геннадьевич?, зам. ком. по летному обучению.). Он какой-то стремный, не стал его снимать. Докапывался зачем мы фотографируем то или сё. Типа зачем нам это нужно. Нужно вот.
Подполковник почему-то все время рассказывал про помещения в которых они сделали или делают ремонт. В одно из таких он нас завел и с большой гордостью продемонстрировал - что-то типа учебного класса.
Еще у них отремонтирован пункт управления полетами. Чуть-чуть. Остальное постеснялись показывать.
Я думаю что так не должно быть.
Блин, что в стране бабла что-ли нет, на крупной авиабазе (куда аж три полка сейчас уже свезли) десяток комнатушек покрасить и несколько ангаров?
Вот не должен замком по летной работе ходить и радостно про свежий ремонт рассказывать. Это не то чем офицер должен хвалиться. Он должен хвалиться новейшими тренажерами, новейшим оборудованием обеспечения полетов.
А с этим вообще швах. Нам показали ихнюю "диспетчерскую" вышку, откуда управляют полетами, но там снимать не разрешили. Но поверьте на слово - это пипец. Тесная явно неудобная комнатушка, в ней сидят три офицера и тетенька в гражданском и очках. Перед ними - старинные круглые экраны локаторов. Годов 70-х, мне так показалось. Маленькие, диаметром сантиметров 20. С зелеными лучиками и мгновенно пропадающими пятнами засветки (которые показывают обстановку). Очень херовые и неинформативные, с околонулевой функциональностью. Я похожие видел в американском фильме времен ВМВ, про локаторы на бомберах. О том чтоб там ставить, скажем, свои отметки на объект и автоматическом слежении за ним, или показывать скорость рядом с отметкой - речь вообще не идет.
Далее, среди оборудования были замечены:
Иконы и натуральные счеты (Sic!!!) - на них тетенька рассчитывает время прилета. Блять это не шутка. Это она сама так сказала, причем с обидой, когда мы стали похихикивать над счетами. "А на чем мне по-вашему время считать???". Кто-то предположил - "эээ.. на калькуляторе?" Тетенька окончательно обиделась и замолчала.
Я думаю понятно из этого эпизода, что на пункте управления полетами компьютеры отсутствуют как класс.
Зато там присутствует куча каких-то журналов, табелей, карт по которым специальный офицер с линейкой и циркулем чего-то там размечает. Все что там было, кроме счетов - технологии прошлого века. Счеты - с прошлого тысячелетия.
Хотя нет, вру - у вертолетчиков же счеты таки пластиковые.
Конечно понятно, что дело не в отсутствии денег на калькулятор.
Может ей просто так удобнее. Но тем не менее - хотелось бы видеть, конечно, чтоб люди сидели в кондицинированном просторном помещении, в хороших креслах, с наушниками и гарнитурами, за широкими ЖК-экранами и ничем кроме клавы и мышки не пользовались. Я подобное видел на ЦУПе в Краснознаменске. Почему здесь нельзя так сделать?
С другой стороны, мне подумалось что сами "диспетчеры" ничуть не парятся насчет оборудования, их работа идет своим чередом, все у них летает и все контролируется как надо и единственное что их реально напрягает - это делегации типа нашей.
Кажется, что я это даже уже писал. Такие впечатления постоянно возникают при посещении вояк.
Ладно, перейдем к главным.
После мы вышли на собственно саму ВПП. Она была под надежной охраной:
Говорят, птицы их реально боятся. Немудрено!
Потом нам разрешили полазить по вертолету Ми-24.
Учебные борта все с ног до головы обклеены всякими угрожающими и поучительными надписями.
Еще они все старые и подубитые. Все лучшее сейчас отправляется на Сев. Кавказ.
Обратите внимание на модную розовую пломбу.
Мне в этой фотке понравилась двусмысленность надписи. Блогеры идут!
В кабине Ми-24 очень, очень занятно. Я бы сидел в ней хоть весь день и расспрашивал что там да как.
Представляю как на нем классно летать и мочить вражин. Пиу-пиу! Бдыщ!!!! Трататататататататата!
Кругом броня, всякие прицелы, за спиной ревущие движки. Под жопой - парашют.
Если обоссышься со страху - и памперс не нужен!
А вот и читерство как в игре-стрелялке Call of Duty ( когда ставят на экран точку для лучшего прицеливания)
Видите крестик на "лобовухе"?
На самом деле это штатная фигня. Называется "точка для контрольной холодной выверки прицела" что-ли. Как-то так.
Она есть на всех бортах.
На вертолете два места. Наверху сидит командир: он рулит и стреляет.
Внизу сидит летчик-оператор: он говорит командиру куда лететь и куда стрелять. То есть он типа штурман и разведчик-целеуказатель. Есть еще грузовая кабина, там иногда летает техник. Ее снимать почему-то запретили.
Наверное просто потому что в ней был бардачокс - свалены в кучу всякие вертолетные пожитки.
Вертолет только прилетел, и они там художественно валялись по всей кабине.
Из носа вертолета точит фигня, которую я раньше принимал за антенну или заправочное устройство.
Оказывается это штанга видимо с датчиками направления воздушного потока. Там на конце флюгерки, которые поворачиваются по ветру.
Нам показывали пушечную версию Ми-24П. Это значит что сбоку 30-мм двухствольная пушка.
Она стреляет бронебойными, осколочно-фугасными и ОФ-трассирующими снарядами, которые идут в ленте поочередно.
Красным помечены как раз трассеры. Сама скрепляющая лента на мой взгляд выглядит очень странно.
Эта кабина давно стоящего вертолета, ее успели подмести веничком и поэтому снимать вроде не запрещали.
А вот устройство отстрела тепловых ловушек. Я не думал что они настолько мелкокалиберные (светят-то очень ярко, шары такие здоровенные) а там всего миллиметров 20-30.
Когда мы там были, пилоты отрабатывали посадку. Видимо вот по этой схеме, которая висела в "учебном классе":
Они по очереди, с интервалом в пару минут, заходили на полосу и мне показалось что они очень-очень старались коснуться земли сразу тремя стойками одновременно. Как будто у них это шиком считается.
Click to view
Ветер заметно раскачивал вертолеты, поэтому не сказать что очень просто им было шикануть.
После Ми-24ых прилетел МИ-8 и с ним мы тоже ознакомились поближе.
А еще единственную девушку в нашей группе покатали на Ми-24 с боевыми стрельбами, но это уж надо в ее ЖЖ идти.
Продолжение следует.
АПД:
Интересная переводная статья - впечатления американского пилота о Ми-24, который летает на учениях для имитации атак вертолетов советского производства.
Цитата:
Наконец, Стейтон произнес то, что на мой взгляд служит высшей почестью. В один день во время беседы, он откинулся назад и сказал, "Вы знаете, если бы я хотел летать на вертолете только для удовольствия, вне всяких сомнений Hind оказался бы на самом верху моего выбора".
привет Стражам!