В фильме "Ирония судьбы" я
обратил внимание на странность - Надя Шевелева курит, что выглядит очень нетипично для романтичной и тонкой женщины, тем более для учительницы того времени. Ведь в 70-80-е годы женщины вообще курили очень редко, а те что курили - были как правило из очень специфического контингента. Обычно таких называли шалавами, шмарами или просто блядями. По профессии они были чаще всего продавщицами, работницами фабрик и т.п. Ну или это были женщины из искусства.
В комменты же набежала куча странных людей с возражениями, которые принялись доказывать, что советские женщины курили часто, причем особенно интеллигентные. Некоторые даже утверждают что советские женщины курили больше чем сейчас!
Мне захотелось разобраться, в чем причины таких свидетельств, помимо той очевидной, что это могут говорить просто бредящие наяву идиоты. Ровно те же, что и доказывают что в СССР прилавки были завалены продуктами и вообще то время было райским, а не то что сейчас.
Но ведь не бывает дыма без огня, и потом некоторые ссылаются на фильмы типа "Доживем до понедельника" или "Служебный роман", где мы видим курящих женщин.
Хотя по
данным опроса «Общенациональный обзор здравоохранения и экономического обеспечения в России» распространенность курения табака среди женщин в середине 1980-х составляла менее 5 %, в середине 1990-х - 12 %, а в начале 2000-х - более 20 %, мне встретились еще такие данные, представленные ЦНИИ санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР:
в начале 60-х годов курили 45 % мужчин и 26,3 % женщин, в 1968 году - примерно 62,9 % мужчин и 17,5 % женщин. Таким образом, складывается следующая картина по статистике курения женщин в СССР:
В 50-х и начале 60-х их доля была примерно такая же как сейчас. То есть тогда действительно курили относительно многие женщины! К концу 60-х наметилась тенденция снижения, которая достигла видимо минимума в 70-х годах. С 80-х начался постепенный рост женского курения, который продолжался вплоть до 2000-х.
В мое время, в 70-80-е, общество было еще настроено резко отрицательно по отношению к курящим женщинам. Сигарета в руках женщины воспринималась мужчинами либо как сигнал "мне мужики не нужны", либо - "даю всем!". Естественно те женщины, кто хотели замуж, старались избегать такой идентификации. Отсюда и минимальный процент курильщиц в обществе.
И подобных свидетельств этому можно нагуглить море:
1)
Но в целом по стране курили меньше, чем сейчас. Дети хоть и баловались, но до первой серьезной порки, а женщины либо не курили вообще, либо покуривали тайком, ибо отношение к курящим женщинам в обществе было крайне негативным. Курение прощалось разве что богемным дамочкам, но подобный «статус» нужно было еще заслужить, не прослыв при этом проституткой. 2)
У нас на работе курят приблизительно 20% мужчин и 90% женщин.Удивительно, не правда ли ? Так и вспоминается СССР, когда на курящую на улице женщину смотрели как на диво.
---Совершенно верно, курящая девушка ранее была не в моде. 3)
Сигарета считалась одним из атрибутов мужчины, но на курящих женщин, особенно молодых, у нас стали смотреть косо. «Если курит - значит, либо актриса, либо шалава!» - безапелляционно заявляли в то время. Бывали случаи, когда мужья, позволявшие своим женам напиваться хоть до чертиков, били их смертным боем за увиденную в губах сигарету… 4)
В СССР почти до конца 1970-х годов курящая женщина была исключением из правил. Некоторые дамы пристрастились к этому на войне, но всё равно это считалось достаточно маргинальной привычкой. Реально массовой она стала на высоте застойной эпохи, в конце 70-х - начале 80-х годов. Почему? Дефицит всего и вся на родине делал западную жизнь ещё более привлекательной. «Железный занавес» ветшал, и образы шикарных курящих женщин проникали к нам из западного кино, СМИ и рассказов очевидцев, побывавших за кордоном Все это отношение к курящим женщинам конечно же не могло не отразиться в советском кино.
В фильме "Доживем до понедельника" (1968) мы видим курящих учительниц прямо в учительской, но вот что характерно - в кадре курит главная отрицательная героиня, одинокая мегера, которая пытается неловко закадрить Тихонова и третирует учеников.
А в фильме "Бриллиантовая рука" (68) курящая Светличная уже однозначно определяется понятно как кто:
"Иван Васильевич меняет профессию" (1973)
Курит опять же главный отрицательный персонаж - жена Бунши:
"Москва слезам не верит" (1979)
В этом очередном культовом фильме курит конечно же главная неудачница, советская "голддигерша", героиня Ирины Муравьевой.
В погоне за выгодным браком она связалась с хоккеистом-алкоголиком и в итоге осталась одинокой несчастной работницей химчистки у разбитого корыта
Ну а в "Служебном романе" курит конечно же Мымра, даже не позиционирующая себя как женщина.
А также дымит ее секретарша, еще та шаболда.
Я думаю этих примеров и статистики достаточно, чтоб понять - начиная примерно с 70-х в СССР курение женщины что в быту, что на экране означало, что с ней что-то не так. Это трактовалось как однозначно отрицательная черта.
Отсюда возникает вопрос - почему Надя Шевелева у Рязанова курит, будучи по его замыслу "мечтой любого мужчины"?
То ли он хотел тем самым показать, что она легко может поменять мужчину, будучи таки шлюхиндрой..
Но я все же склоняюсь к тому, что он
снимал своего рода аналог польского фильма "Анатомия любви", сексапильная курящая героиня-художница из которого ему так запала в голову, что он позвал ее в "Иронию судьбы".